По одной из версий, первенство в создании подземоходов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е годы инженер А.Треблев, конструкторы А.Кирилов и А.Баскин создали проект подземной лодки. По их замыслу, она должна была быть использована в качестве подземного нефтедобытчика — заглубляться в грунт, находить залежи нефти и прокладывать туда нефтепровод. Изобретатели взяли за основу конструкции подземохода строение живого крота. Испытания подземной лодки проходили на Урале в рудниках под горой Благодать. Своими фрезами, примерно такими, как на угледобывающих комбайнах, подземоход разрушал крепкие горные породы, медленно продвигаясь вперед.
А.Требелев дал своему детищу новое имя – субтеррина (по аналогии с субмариной). Предназначалась она для сугубо мирной цели – разведки нефтяных пластов. По замыслу изобретателя, дойдя до одного озера нефти, машина, разрушая горные перемычки, двинется к другому, при этом еще и протягивая нефтепровод.
А.Требелев довольно долго изучал, как крот роет свои ходы: в черноземе он может проходить до 120 метров в час, в более плотных грунтах скорость снижается, но даже 72 метра выглядят фантастически. Подземоход стал подобием крота, лапы и когти заменили фрезы, сзади были установлены домкраты. Попутно инженерам пришлось искать ответ на вопрос: как крот поступает с вырытой землей? Он вдавливает ее в стенки тоннеля, и чтобы машина смогла делать то же, А.Требелев сконструировал вдавливающий шнек.
Первая модель прошла под землей 6 метров. Следующая, на которой спереди установили мощный бур, вращающийся со скоростью 300 оборотов в минуту, внушительный шнек и 4 домкрата сзади, попарно упиравшиеся в стенки тоннеля, показала под землей скорость 10 метров в час. Однажды были достигнуты рекордные 12 метров. С кротом, конечно, не сравнить, но на то, чтобы пройти с лопатой, киркой и тачкой такое расстояние, потребуются сутки. Отработанная порода должна была вдавливаться шнеком в стенки тоннеля. Меняя усилие на домкратах, оператор мог изменять направление движения машины. Шнек был реверсивным, что позволяло геоходу двигаться вперед и назад. Для подпитки двигателя электричеством с поверхности был протянут кабель.
Тем не менее субтеррину признали недостаточно надежной и проект застопорили.
Однако на этом история первых довоенных разработок в нашей стране не заканчивается. Известно, что доктора технических наук П.И.Страхова, который являлся конструктором подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года, когда он был занят строительством московского метро, вызвал будущий нарком вооружения СССР Д.Ф.Устинов. Состоявшийся между ними разговор более чем интересен. Д.Устинов интересовался у П.Страхова, слышал ли он о работах его коллеги, инженера А.Треблева, который в 30-е годы предложил идею подземного автономного самоходного аппарата. Он ответил утвердительно.
Тогда Д.Устинов сообщил, что для него имеется гораздо более важное и срочное задание, чем метро, — работа над созданием подземного самоходного аппарата для Красной Армии. По словам самого П.Страхова, он согласился участвовать в этом проекте. Ему были выделены неограниченные средства и людские ресурсы, а уже спустя полтора года опытный экземпляр подземохода прошел приемочные испытания. Автономность подземной лодки была рассчитана на неделю, именно настолько должно было хватить водителю запасов кислорода, пищи и воды. Однако с началом войны П.Страхову пришлось переключиться на строительство бункеров и дальнейшая судьба подземной лодки ему неизвестна.
Не следует забывать и о многочисленных легендах, окутавших сверхоружие Третьего Рейха. Согласно одной из них, в нацисткой Германии существовали проекты боевых подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р.Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда», проект Риттера).
Подземоход «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту — 3.5 м. Общая длина аппарата варьировалась от 400 до 524 м, в зависимости от поставленных задач. Вес этого «подземного крейсера» составлял 60 тыс. тонн. По некоторым предположениям,разрабатывать его начали в 1939 году. Это боевое средство имело на борту большое число мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тыс. лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тыс. лошадиных сил должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой 30 км/ч, а под землей — до 10 км/ч.
Когда закончилась Вторая мировая война, в районе Кенигсберга были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции. Возможно, это были остатки «Змея Мидгарда» — «Оружия возмездия» Третьего Рейха.
Был в Германии и другой, менее амбициозный чем «Змей Мидгарда», но оттого не менее интересный проект, — к тому же начат он был гораздо раньше. Назывался проект «Морской лев» (другое название «Subterrine»), патент на него был зарегистрирован еще в 1933 году немецким изобретателем Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера, его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 км/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было засекречено и передано в архив. Возможно, о нем бы так никогда и не вспомнили, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф фон Штауфенберг, к тому же, Германия разрабатывала операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова, и подземная лодка с одноименным названием могла бы очень пригодиться. Идея заключалась в том, что подземная лодка с диверсантами на борту могла беспрепятственно пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова, незаметно пройти под английской землей в нужное место. Однако этим планам не суждено было сбыться. Шеф люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, что его авиация в одиночку сумеет поставить Англию на колени. В результате операция «Морской лев» была отменена, о проекте забыли, а Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.
В 1945 году после победы над фашисткой Германией на ее территории действовали многочисленные «трофейные команды» бывших союзников, и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» попал в руки генерала Абакумова. Проект был отправлен на доработку. Изучением возможностей развития идеи боевой подземной лодки занимались профессора Г.И.Бабат и Г.И.Покровский и пришли к выводу, что эти разработки имеют большое будущее. Тем временем генеральный секретарь КПСС Н.С.Хрущев лично проявил к проекту интерес. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, уже имели собственные наработки подземной лодки, а прорыв науки в области ядерной энергетики выводил проект на новую ступень технологического развития — создания атомной подземной лодки. Для их серийного производства стране срочно требовался завод, и в 1962 году по приказу Н.Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинают строительство стратегического завода по производству подземных лодок, а Н.Хрущев дает публичное обещание «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1964 году завод был построен и выпустил первую советскую атомную подземную лодку, получившую название «Боевой Крот».
Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка — ядерный реактор — позволяла ей развивать скорость под землей до 7 км/ч. Ее боевая задача состояла в уничтожении подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Высказывались идеи о возможности доставки таких «субтеррин» специально сконструированными атомными субмаринами к берегам США, в район Калифорнии, где, как известно часто случаются землетрясения. Затем «субтеррина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие.
Первые испытания «Боевого Крота» происходили осенью 1964 года. Подземная лодка показала поразительные результаты, пройдя сложный грунт «как нож через масло» и уничтожив подземный бункер условного противника.
В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино. Однако во время очередных испытаний произошла авария, повлекшая за собой взрыв, и подземная лодка с экипажем, включая десантников и командира — полковника Семена Будникова – навсегда осталась замурованной в толще каменных пород Уральских гор. В связи с этим инцидентом испытания были прекращены, а после прихода к власти Л.И.Брежнева проект был закрыт, а все материалы строго засекречены.
Ведутся ли исследования и испытания подземных лодок в наше время и если да, то где? Все это останется загадкой, на которую мы вряд ли получим ответ в обозримом будущем. Ясно одно, что человек лишь отчасти осуществил мечту о путешествии к центру Земли, и пусть проекты «субтеррин», созданных учеными, не могут сравниться с аппаратами из научно-фантастических произведений, способными достичь земного ядра, все же человечество сделало свой первый робкий шаг в освоении подземного мира.