По одной из версий, первенство в создании подземоходов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е годы инженер А.Треблев, конструкторы А.Кирилов и А.Баскин создали проект подземной лодки. По их замыслу, она должна была быть использована в качестве подземного нефтедобытчика — заглубляться в грунт, находить залежи нефти и прокладывать туда нефтепровод. Изобретатели взяли за основу конструкции подземохода строение живого крота. Испытания подземной лодки проходили на Урале в рудниках под горой Благодать. Своими фрезами, примерно такими, как на угледобывающих комбайнах, подземоход разрушал крепкие горные породы, медленно продвигаясь вперед.
А.Требелев дал своему детищу новое имя – субтеррина (по аналогии с субмариной). Предназначалась она для сугубо мирной цели – разведки нефтяных пластов. По замыслу изобретателя, дойдя до одного озера нефти, машина, разрушая горные перемычки, двинется к другому, при этом еще и протягивая нефтепровод.
А.Требелев довольно долго изучал, как крот роет свои ходы: в черноземе он может проходить до 120 метров в час, в более плотных грунтах скорость снижается, но даже 72 метра выглядят фантастически. Подземоход стал подобием крота, лапы и когти заменили фрезы, сзади были установлены домкраты. Попутно инженерам пришлось искать ответ на вопрос: как крот поступает с вырытой землей? Он вдавливает ее в стенки тоннеля, и чтобы машина смогла делать то же, А.Требелев сконструировал вдавливающий шнек.

Тем не менее субтеррину признали недостаточно надежной и проект застопорили.
Однако на этом история первых довоенных разработок в нашей стране не заканчивается. Известно, что доктора технических наук П.И.Страхова, который являлся конструктором подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года, когда он был занят строительством московского метро, вызвал будущий нарком вооружения СССР Д.Ф.Устинов. Состоявшийся между ними разговор более чем интересен. Д.Устинов интересовался у П.Страхова, слышал ли он о работах его коллеги, инженера А.Треблева, который в 30-е годы предложил идею подземного автономного самоходного аппарата. Он ответил утвердительно.

Не следует забывать и о многочисленных легендах, окутавших сверхоружие Третьего Рейха. Согласно одной из них, в нацисткой Германии существовали проекты боевых подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р.Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда», проект Риттера).

Когда закончилась Вторая мировая война, в районе Кенигсберга были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции. Возможно, это были остатки «Змея Мидгарда» — «Оружия возмездия» Третьего Рейха.
Был в Германии и другой, менее амбициозный чем «Змей Мидгарда», но оттого не менее интересный проект, — к тому же начат он был гораздо раньше. Назывался проект «Морской лев» (другое название «Subterrine»), патент на него был зарегистрирован еще в 1933 году немецким изобретателем Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера, его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 км/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было засекречено и передано в архив. Возможно, о нем бы так никогда и не вспомнили, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф фон Штауфенберг, к тому же, Германия разрабатывала операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова, и подземная лодка с одноименным названием могла бы очень пригодиться. Идея заключалась в том, что подземная лодка с диверсантами на борту могла беспрепятственно пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова, незаметно пройти под английской землей в нужное место. Однако этим планам не суждено было сбыться. Шеф люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, что его авиация в одиночку сумеет поставить Англию на колени. В результате операция «Морской лев» была отменена, о проекте забыли, а Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.
В 1945 году после победы над фашисткой Германией на ее территории действовали многочисленные «трофейные команды» бывших союзников, и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» попал в руки генерала Абакумова. Проект был отправлен на доработку. Изучением возможностей развития идеи боевой подземной лодки занимались профессора Г.И.Бабат и Г.И.Покровский и пришли к выводу, что эти разработки имеют большое будущее. Тем временем генеральный секретарь КПСС Н.С.Хрущев лично проявил к проекту интерес. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, уже имели собственные наработки подземной лодки, а прорыв науки в области ядерной энергетики выводил проект на новую ступень технологического развития — создания атомной подземной лодки. Для их серийного производства стране срочно требовался завод, и в 1962 году по приказу Н.Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинают строительство стратегического завода по производству подземных лодок, а Н.Хрущев дает публичное обещание «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1964 году завод был построен и выпустил первую советскую атомную подземную лодку, получившую название «Боевой Крот».

Первые испытания «Боевого Крота» происходили осенью 1964 года. Подземная лодка показала поразительные результаты, пройдя сложный грунт «как нож через масло» и уничтожив подземный бункер условного противника.
В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино. Однако во время очередных испытаний произошла авария, повлекшая за собой взрыв, и подземная лодка с экипажем, включая десантников и командира — полковника Семена Будникова – навсегда осталась замурованной в толще каменных пород Уральских гор. В связи с этим инцидентом испытания были прекращены, а после прихода к власти Л.И.Брежнева проект был закрыт, а все материалы строго засекречены.
Ведутся ли исследования и испытания подземных лодок в наше время и если да, то где? Все это останется загадкой, на которую мы вряд ли получим ответ в обозримом будущем. Ясно одно, что человек лишь отчасти осуществил мечту о путешествии к центру Земли, и пусть проекты «субтеррин», созданных учеными, не могут сравниться с аппаратами из научно-фантастических произведений, способными достичь земного ядра, все же человечество сделало свой первый робкий шаг в освоении подземного мира.