Власти Индонезии почти четверо суток отказывали в медэвакуации российскому моряку, перенесшему инсульт, ссылаясь на эпидемию, при том, что никаких признаков инфекции на судне не было.
Инцидент произошел с судном «WL Palekh» (флаг Мальты, IMO 9674397, управляющая компания «ИНОК ТМ»). Как рассказали SeaNews в Российском профессиональном союзе моряков, члена экипажа обнаружили на полу в своей каюте в субботу 18 апреля в 12.20 МСК. Судно в этот момент выполняло переход Сингапур – Новая Пальмира и находилось в 142 милях от Индонезии и в 154 милях от Банда-Ачеха, крупнейшего города и столицы индонезийской провинции Ачех на острове Суматра, где расположен Индонезийский национальный морской координационно-спасательный центр.
А дальше – хроника событий по дням и часам:
В 15.28 МСК в МСКЦ по спутниковой связи с борта был направлен запрос на экстренную медицинскую эвакуацию. Для верности запрос продублировали на электронную почту. В 16:12 пришел отказ: «Мы получили вашу информацию и понимаем ваше состояние, но откровенно говоря, мы не можем вам оказать помощь по следующим причинам: Индонезия в борьбе с пандемией коронавируса согласно распоряжению правительства закрыта на въезд и выезд. Мы передали информацию иммиграционной, карантинной службе и администрации порта, но они также ответили отказом. У нас не хватает защитных средств от пандемии».
В 16:26 капитан обратился за медицинской консультацией по дистанционному каналу в Global Voyager Assistance (GVA), там поставила диагноз: инсульт. Моряку требовалась срочная медицинская эвакуация. Индонезийский порт Сабанг отказал также в помощи, и в 22:40 «WL Palekh» на полной скорости взял курс на порт Белаван.
«С эвакуацией повсюду возникали проблемы, индонезийские власти держали глухую оборону и предлагали капитану идти то в Шри-Ланку – а это еще 4 дня пути, то в Сингапур, – рассказывает председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – Тогда мы запросили помощи у нашего дружеского профсоюза моряков Индонезии (KPI). В воскресенье 19 апреля KPI провел переговоры с ответственными индонезийскими властями и получил подтверждение, что судно может войти в Белаван».
20 апреля в 8:15 МСК с т/х «WL Palekh» в Службу движения судов порта (VTS) Белаван ушло срочное сообщение «Pan-Pan» с требованием экстренной медицинской помощи. В 10:20 МСК судно в соответствии с инструкциями VTS Белаван встало на якорь в 9,4 милях (17,4 км) от порта. Оставалось дождаться катера для эвакуации – в 14:15 на борт поступила информация, что береговые медики в сопровождении представителей карантинной службы скоро прибудут для оказания медицинской помощи. Однако через полтора часа, в 15:45 МСК капитан порта через VTS потребовал сняться с якоря и покинуть Белаван.
«Неизвестно, чем бы все разрешилось, если бы не вмешались первые лица Министерства транспорта и МИДа. Несмотря на чрезвычайную занятость из-за COVID -19, они мгновенно отреагировали на нашу просьбу, отложили в сторону все дела и в прямом смысле занялись спасением жизни гражданина своей страны, что не может не вызывать у меня, моих коллег чувства гордости и уважения, – говорит Ю.Сухоруков. – Они взяли ситуацию под свой контроль и постоянно были на связи с послом России в Индонезии. Только благодаря их настойчивости и активной поддержке ситуацию удалось переломить. К тому же наша позиция подкреплялась многочисленными обращениями из IMO, ILO, ITF, ICS».
Тем временем, пока шли переговоры, в 18:45 МСК капитан судна Дмитрий Баклан через местного судового агента снова получил предписание немедленно сняться с якоря и немедленно покинуть порт, поскольку в эвакуации больному моряку властями Белавана отказано. Требования властей покинуть порт, которые поступали на борт с интервалом каждые два-три часа, капитан игнорировал. Все это время он сам оказывал больному медицинскую помощь, ставил уколы и капельницы.
Еще 16 часов – а при инсульте счет идет на часы, а не на дни – ушли на борьбу с властями, и только ночью в 1:20 МСК к «WL Palekh» подошел полицейский катер с врачами, и моряка эвакуировали.
РПСМ в ходе разрешения ситуации обратился в Международную федерацию работников транспорта (ITF), которая по просьбе профсоюза призвала Международную организацию труда (ILO) и Международную морскую организацию (IMO) срочно вмешаться и призвать индонезийское правительство соблюдать международные конвенции и обеспечить моряку немедленную медицинскую помощь. «Как государство, подписавшее Конвенцию МОТ О труде в морском судоходстве, правительство Индонезии обязано оказывать неотложную медицинскую помощь, оперативную медицинскую помощь и эвакуацию в море тяжелобольных или раненых на борту судна, независимо от COVID -19. Ограничения в связи с COVID -19 не должны использоваться для отказа морякам в праве на медицинскую помощь и лечение или в обязательствах стран по международному праву», – сказала морской координатор ITF Джеки Смит.
«Ни одна страна не должна использовать нынешний коронавирусный кризис для игнорирования своих обязательств по оказанию срочной медицинской помощи любому нуждающемуся моряку, – убежден Ю.Сухоруков. – То, что власти Индонезии в прямом смысле «отфутболивали» моряка, отказывая в медицинской помощи, просто чудовищно. Следуя их логике, в условиях коронавируса всех заболевших моряков нужно заворачивать в парусину, камень к ногам и выбрасывать за борт. А ведь эта страна ратифицировала Конвенцию о труде в морском судоходстве и Конвенцию по поиску и спасанию на море. В ситуации с российским моряком кто-то должен понести ответственность. Мы не ставим в этой истории точку».
Чтобы подобное не повторялось, сегодня на заседании G20 генеральный секретарь Всемирной конфедерации профсоюзов Шарон Барроу намерена обратиться с совместным заявлением Международной палаты судоходства (ICS) и Международной федерации транспортников (ITF) к правительствам стран: «Поскольку пандемия COVID -19 продолжается, мы хотели бы обратить внимание лидеров и министров стран G20 на рекомендованные правительствам меры по содействию смене экипажей в портах, распространенные Международной морской организацией ООН (ИМО) в виде циркуляра 4204/Add 6 от 27 марта 2020 года. Они включают назначение профессиональных моряков и морского персонала, независимо от гражданства, в качестве ключевых работников, оказывающих важнейшие услуги, и предоставление им соответствующих исключений из национальных ограничений на поездки или передвижение с тем, чтобы они могли присоединиться к судам и покинуть их. Эти рекомендации полностью соответствуют руководящим указаниям, предоставленным правительствам Всемирной организацией здравоохранения, и дополняются трехсторонним заявлением, опубликованным Международной организацией труда 31 марта».
«РПСМ выражает признательность всем, кто последние 48 часов без сна и отдыха занимался спасением российского моряка. Без поддержки Профсоюза моряков Индонезии, посольства Индонезии в Великобритании, российского посла в Индонезии, МФТ, МОТ и ИМО, возможно, ничего бы не получилось», – подчеркнули в РПСМ.