Среднегодовой рост перевозок химических грузов (исключительно химикатов, соды и химических и минеральных удобрений) в танк-контейнеров в период с 2015 по 2018 годы составил порядка 20% год. Об этом сообщил исполнительный директор UNICON 1520(входит в железнодорожный холдинг НПК «Объединенная Вагонная Компания») Виктор Иванов на конференции «Контейнеры и контейнерные перевозки. Актуальные вопросы, идеи, решения», организованной Российским морским регистром судоходства в Петербурге. Основная динамика наблюдалась в сегменте каустиков, серной кислоты и олеума, а также жидких минеральных удобрений.
Динамика роста перевозок в вагонах-цистернах за этот же период составила всего 6% и произошла за счет химических удобрений. Транспортировка основных химических грузов, которые в настоящее время составляют 80% от общего объема перевозок внутри страны, максимально быстро росла именно в танк-контейнерах.
«Полтора года назад, когда наша компания только входила в рынок танк-контейнерных перевозок, мы изучали статистику списания вагонов-цистерн, – рассказал В. Иванов. – Она оказалась интересной: в период с 2013 по 2018 годы цистерны под перевозку каустика и серной кислоты находились в самой низкой точке по объемам списания. А если посмотрим на рост контейнеризации, точнее, на объем перевезенных в танк-контейнерах грузов этой же номенклатуры – натр едкий и серная кислота – мы увидим, что за последние 4 года – это хедлайнеры рынка танк-контейнеров по объемам перевозки. Таким образом, мы сделали вывод, что, сегодня акцентировать внимание на развитие перевозок этих химических грузов в танк-контейнерах не имеет смысла. Необходимо смотреть на проекты, связанные с вводом новых мощностей в химической отрасли».
Также В. Иванов проанализировал, какой объем химических грузов перевозится в вагонах-цистернах из черной стали относительно общего объема грузов, перевозимых в танк-контейнерах. «Это порядка 50%. Не секрет, что почти 90% таких цистерн было произведено еще в Советском Союзе».
«Мы рассмотрели проект собственной модели танк-контейнера из нержавеющей стали. Но с учетом волатильности курса рубля относительно евро и ограниченным кругом поставщиков – нержавеющая сталь завозится исключительно из Евросоюза и Китая, мы считаем, что на данном этапе, производство танк-контейнеров из нержавеющей стали в России экономически неэффективно и не способно конкурировать с иностранными аналогами».
«Холдинг ОВК разработал модель танк-контейнера из черной стали, который по некоторым параметрам отличается от традиционного китайского аналога. Он более адаптирован к российским условиям эксплуатации, – сказал В. Иванов. – Сегодня отечественный рынок перевозок грузов в танк-контейнерах выглядит следующим образом: 80% – это внутренние перевозки и лишь 20% – это экспортно-импортное сообщение. Половина от общего объема внутрироссийских перевозок – потенциальная грузовая база для танк-контейнеров из черной стали».
В. Иванов рассказал, что танк-контейнеры разработки «Объединенной Вагонной Компании» в настоящее время проходят испытания, после получения сертификата продукция пойдет в серийное производство. «Наше производство танк-контейнеров из черной стали не сможет на 100% составить конкуренцию китайским аналогам из нержавеющей стали на международном рынке. Но мы постараемся на опыте доказать, что наш продукт будет высокоэффективным внутри страны», – резюмировал В.Иванов.