Старший юрист юридической компании «Ремеди» Никита Космачевский об инвестиционном сборе в портах РФ: когда будет готов финальный текст постановления и почему российские суда могут уйти в близлежащие иностранные порты.
Никита Андреевич, так и не понятно до сих пор, введен ли инвестиционный портовый сбор в российских портах.
Официально инвестиционный портовый сбор в морских портах введен с 1 ноября 2017 года, поскольку именно с этого момента он включен в официальный перечень портовых сборов, взимаемых в Российской Федерации. Однако на практике никто пока достоверно не знает, кто, как и с кого должен взимать данный сбор, поскольку постановление правительства РФ, которое эти вопросы должно зарегулировать и пояснить, до сих пор официально не издано.
Проект данного постановления был впервые подготовлен и внесен на обсуждение 19 апреля 2018 года. С тех пор была проведена антикоррупционная экспертиза, обсуждения с представителями профессионального сообщества (администрациями портов), было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия, в котором были подчеркнуты негативные моменты проекта постановления, которые необходимо уточнить. То есть заключение ОРВ было выдано отрицательное. На настоящий момент информации о подготовке или внесении изменений в этот проект все еще нет.
Можно ли провести аналогию между инвестбором и автомобильным «Платоном»?
Действительно, между «Платоном» и инвестиционным портовым сбором можно провести некоторые аналогии. И то, и другое взимается (или планируется взимать) на реконструкцию (ремонт) и строительство объектов федеральной собственности / федерального значения с определенных пользователей соответствующей инфраструктуры. Однако не во всем они схожи. Так, «Платон», является по своей сути платой в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Инвестиционный портовый сбор же взимается строго на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта. То есть, можно теоретически предположить (а это также следует и из заключения оценки регулирующего воздействия), что после постройки и реконструкции соответствующих объектов в конкретном порту инвестиционный сбор взиматься перестанет. Чего нельзя сказать про «Платон» и вред дорогам общего пользования федерального значения.
К чему все-таки пришли – это сбор со стивидоров или с судовладельцев? Или с тех и других? Могут ли стивидоры в будущем рассчитывать на компенсации затрат на уплату инвестборов?
Согласно проекту постановления правительства, сбор подлежит взиманию с судовладельцев. При этом следует также отдельно отметить, что проект предусматривает, что размер сбора определяется применительно к конкретному хозяйствующему субъекту, осуществляющему капитальные вложения в строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности, и принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения. А размер сбора определяется на основании данных о необходимом объеме финансирования капитальных вложений, осуществляемых субъектом за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с программой деятельности субъекта. Сам сбор взимается именно упомянутым субъектом и подлежат зачислению на обособленный банковский счет субъекта.
Получается, пока проект постановления оставляет больше вопросов, чем ответов. Кто будет этими субъектами? Как и кто будет осуществлять контроль за получением и реализацией соответствующих программ строительства и реконструкции?
Что касается компенсаций, поскольку сбор предполагается к взиманию прежде всего с судов/судовладельцев, то говорить о компенсации затрат стивидорам, с нашей точки зрения, преждевременно.
Есть предложение от участников рынка заложить инвестиционный портовый сбор в договоры об аренде причалов и инфраструктуры в надежде на уменьшение этого сбора. Насколько это позволит снизить финансовую нагрузку на плательщиков? Не будут ли платить вдвойне: и за аренду, которая отчасти предусматривает инвестиции, и сам инвестсбор?
Думаю, что вернуться к рассмотрению данных предложений стоит после опубликования финальной версии постановления правительства, когда будет понятно, как государство планирует рассчитывать этот сбор и к кому применять.
Не приведет ли инвестиционный портовый сбор к тому, что операторы заходящих в российские порты судов перенаправят суда в близлежащие иностранные порты? Дальневосточники сетуют, что многие ушли в Пусан. Как вообще складывается практика с инвестиционным сбором в иностранных портах?
Безусловно, любое увеличение стоимости пребывания или захода судна в российский порт может негативно сказаться на его привлекательности для судовладельца, которому, естественно, важна экономическая прибыльность своего судна и минимизация всех возможных расходов. В иностранных портах такого рода сборы обычно не применяются. Поэтому да, велика вероятность оттока судов в ближайшие иностранные порты. Однако, думается, что после опубликования финального текста постановления судовладельцы (да и все участники рынка грузоперевозок) все еще раз внимательно взвесят и посчитают, будет ли стоить переход в иностранный порт возможной уплаты инвестиционного сбора в порту РФ, на основании чего уже придут к каким-то выводам.
Кого, по Вашему мнению, можно освободить от уплаты инвестиционного портового сбора?
Если рассуждать исходя из самой сути инвестиционного сбора, то от его взимания следует освободить судовладельцев при заходе судов во вновь построенные или реконструированные порты, где в ближайшее время не планируется никаких новых вложений в объекты инфраструктуры