О развитии ледокольного флота для обеспечения арктических проектов на 11-м международном форуме «Транспортный потенциал» рассказал заместитель директора по строительству флота – руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в г. Санкт-Петербург Константин Князевский.
По информации К.Князевского, в настоящее время на Северном морском пути работают ледокол «50 лет Победы» (срок окончания эксплуатации – 2039 год), атомный ледокол «Ямал» (срок окончания эксплуатации – 2030 год), работают «Вайгач» и «Таймыр» (продленный срок их эксплуатации с учетом модернизации – 2026 и 2027 годы), а также атомный лихтеровоз «Севморпуть» (срок окончания эксплуатации – пока 2023 год).
«Сроки эксплуатации этих судов намного меньше, чем сроки действия проектов, которые сегодня осуществляются в Арктике, – отметил К.Князевский. – Этим флотом мы осуществляем работу, интенсивность которой за последние годы значительно увеличилась. В 2013 году это было 209 суток – столько работали ледоколы, в 2017 году – 279 суток».
К.Князевский подчеркнул, что сейчас действуют четыре атомных ледокола. «После срока окончания эксплуатации взамен этих ледоклов ФГУП «Атомфлот» совместно с госкорпорацией «Росатом» планирует осуществить строительство 4 ледоколов на СПГ мощностью 40 мВт, серии универсальных атомных ледоколов, три их которых сейчас находятся на «Балтийском заводе» в различной стадии строительства, а также предусмотрено строительство еще двух ледоколов проекта 2220».
«Для обеспечения круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики, для того, чтобы обеспечения 80 млн тонн вывоза углеводородов и вообще по Севморпути, необходимо строительство еще трех ледоколов «Лидеров», – рассказал К.Князевский.
Кроме того, он рассказал о будущей планируемой расстановке ледоколов на 2025-2030 годы с учетом значительного увеличения грузопотока: «Ледоколы на СПГ планируется использовать в Обской губе, наиболее близкой к топливной базе, на более-менее коротком плече. Затем планируется использовать по трассе Севморпути три ледокола, сегодня строящиеся, и еще два ледокола ЛК-60 и «50 лет Победы». И в наиболее тяжелом районе ледового массива – три ледокола «Лидер».
К.Князевский кратко рассказал о строительстве универсальных атомных ледоколов. «Они спроектированы сегодня для двух осадок, не мешающих работать в устьях рек без ограничений. С максимальной осадкой – 10,5 м. Длина каждого ледокола – 173 м, ширина – 34 м, все испытания в ледовом бассейне подтверждают, что такой ледокол будет способен преодолевать собственным ходом льды 2,9-3 м».
По информации К.Князевского, в соответствии с контрактом на 2019 год запланирован ввод ледокола «Арктика», в 2020 год – «Сибирь» и в 2021 году – «Урал». Готовность ледокола «Арктика» составляет порядка 70-71%, на нем установлено все оборудование, идут достроечные работы.