6 октября исполнилось 20 лет петербургскому «Первому контейнерному терминалу», входящему в группу Global Ports.
Мы вспоминаем историю терминала, реализованные на нем проекты и инновации и всё, в чем ПКТ был и остается первым, – и присоединяемся к поздравлениям в адрес юбиляра.
Первые годы
Обработка контейнерных грузов в СССР началась в 1973 году, когда на Третьем грузовом районе Ленинградского морского торгового порта были введены в эксплуатацию первые два причальных контейнерных перегружателя производства финской компании Konecranes и два тыловых козловых перегружателя на рельсовом ходу.
В то время Третий район не специализировался только на работе с контейнерами – на его причалах обрабатывались значительные объемы ро-ро грузов, металлы, лесные и генеральные грузы. Пропускная способность по обработке контейнеров составляла тогда около 80 000 TEU.
В те времена глобальный процесс контейнеризации грузов только набирал силу, а для российских транспортников и, в частности, портов был и вовсе в диковинку.
В канун Олимпиады-80 в арсенале ленинградцев появились еще два причальных перегружателя и два тыловых контейнерных крана на рельсовом ходу. Пропускная способность Третьего грузового района Ленинградского МТП к началу 90-х годов прошлого столетия достигла 250 000 TEU в год, хотя реальный грузооборот не превышал 100 000 TEU. Тем не менее, был сделан значительный технологический задел для будущего грузопотока.
В начале 90-х годов Ленинградский морской торговый порт, как и все предприятия в СССР, стал акционерным обществом, а в 1998 году контейнерный терминал в Третьем грузовом районе порта был выделен в специализированную стивидорную компанию – ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ).
Официальной датой образования компании принято считать 6 октября 1998 года, когда ПКТ обработал свое первое судно – контейнеровоз Monica Ehler вместимостью 700 TEU. Оператором судна являлась контейнерная линия ESF Euroservices BV, предлагавшая линейный сервис между Санкт-Петербургом и портами Антверпен и Роттердам.
После этого были годы упорного труда, совершенствования и внедрения новых технологий и методов логистики.
Инновации и технологии
В период своего становления контейнерный терминал обслуживал маленький – c высоты сегодняшнего дня – объем грузов – в 1998-2000 годах годовой грузооборот ПКТ составлял около 150 000 TEU.
Поворотным с точки зрения увеличения грузооборота компании стал 2001 год, когда терминал за год обработал рекордные 342 000 TEU. Это был первый, но не последний рекорд в истории ПКТ. Начавшийся с 2001 бурный рост контейнерных перевозок обусловил необходимость в модернизации терминала и расширении его перегрузочных мощностей.
В это время была выработана и начала реализовываться долгосрочная инвестиционная программа ПКТ, включавшая реконструкцию причалов и приобретение современной перегрузочной техники. Выполнение программы позволило увеличить пропускную способность терминала до 1 250 000 TEU к 2008 году.
Внушительный результат был достигнут также благодаря ряду передовых технологий, которые были внедрены на ПКТ в начале 2000-х.
- Информационная система со спутниковым позиционированием контейнеров (Conterra).
IT-система Conterra – ERP-система контейнерного терминала, к разработке которой на ПКТ приступили в 1999 году. Система позволила полностью автоматизировать все бизнес-процессы производственной и финансово-хозяйственной деятельности ПКТ и вести электронный документооборот, максимально ускорив работу терминала.
- Сервисный центр, собравший все службы государственного контроля и документального оформления грузов в одном здании.
- Система тайм-слотирования, позволившая планировать подачу автотранспорта и устранить «живую» очередь при въезде на терминал.
- Технология удаленного доступа.
Все участники логистической цепочки (агенты линий, экспедиторы, транспортные компании, грузовладельцы) получили доступ к информации об обработке контейнеров на терминале через Интернет в режиме on-line.
В последующие годы ПКТ стабильно наращивал объемы перегрузки контейнеров и в декабре 2004 года отпраздновал перевалку 500-тысячного контейнера с начала года. В декабре 2008 года по итогам года ПКТ впервые обработал миллионный контейнер, а по итогам 2011 года грузооборот терминала составил 1 174 205 TEU – рекорд, который на сегодняшний день не побит ни одной стивидорной компанией России.
Люди
Каким бы потенциалом не обладало предприятие, за его успехами и достижениями всегда стоят люди. Профессиональная команда ПКТ – золотой запас терминала. Некоторые из сотрудников работают на предприятии еще со времен образования контейнерного терминала в Ленинградском морском порту, многие – с момента основания ПКТ. Немало выходцев из команды «Первого контейнерного» вошли в команды ведущих российских контейнерных терминалов. 20 лет назад на Первом Контейнерном работало около 500 человек. Сегодня его штат насчитывает почти 700 специалистов, большинство из которых заняты непосредственно в производственном процессе.
Второе десятилетие
Второе десятилетие в истории ПКТ ознаменовалось взлетами и падениями грузооборота, вызванными внешними экономическими обстоятельствами и усилением конкуренции. Однако, оставаясь «первым» в отрасли, терминал продолжил развиваться и осуществил реализацию комплексного проекта по переходу на электронный документооборот.
ПКТ первым среди российских стивидорных компаний ввел в документооборот электронную цифровую подпись (2009 год) и первым внедрил механизм электронного обмена данными с Федеральной Таможенной Службой РФ (2013 год).
В 2015 году ПКТ ввел в эксплуатацию новую технологию электронного выпуска импортных контейнеров с территории терминала и стал первым терминалом в России, обеспечившим полный электронный документооборот на всех этапах обработки груза.
Также ПКТ – единственный терминал в России, применяющий технологию АКВ для обработки большей части грузов. Данная технология характеризуется наибольшей скоростью и интенсивностью обработки контейнеров.
В 2013 году ПКТ вошел в состав группы Global Ports, крупнейшего оператора контейнерных терминалов в России и Восточной Европе.
Сегодня ПКТ продолжает жить и развиваться, оставаясь технологическим лидером стивидорной отрасли в России. Многие технологии, ставшие сегодня привычными для морских контейнерных терминалов страны, впервые были использованы именно на ПКТ. Времена 20-летней давности, когда ПКТ был единственным специализированным терминалом порта Санкт-Петербург, остались далеко позади. Сегодня в России успешно работают другие контейнерные терминалы, но многие из них по-прежнему ориентируются в своём развитии на опыт ПКТ.