20 лет ПКТ

20 лет ПКТ

  • 6 октября исполнилось 20 лет петербургскому «Первому контейнерному терминалу», входящему в группу Global Ports.

    Мы вспоминаем историю терминала, реализованные на нем проекты и инновации и всё, в чем ПКТ был и остается первым, – и присоединяемся к поздравлениям в адрес юбиляра.

    Первые годы

    Обработка контейнерных грузов в СССР началась в 1973 году, когда на Третьем грузовом районе Ленинградского морского торгового порта были введены в эксплуатацию первые два причальных контейнерных перегружателя производства финской компании Konecranes и два тыловых козловых перегружателя на рельсовом ходу.

    20 лет ПКТ

    В то время Третий район не специализировался только на работе с контейнерами – на его причалах обрабатывались значительные объемы ро-ро грузов, металлы, лесные и генеральные грузы. Пропускная способность по обработке контейнеров составляла тогда около 80 000 TEU.

    В те времена глобальный процесс контейнеризации грузов только набирал силу, а для российских транспортников и, в частности, портов был и вовсе в диковинку.

    В канун Олимпиады-80 в арсенале ленинградцев появились еще два причальных перегружателя и два тыловых контейнерных крана на рельсовом ходу. Пропускная способность Третьего грузового района Ленинградского МТП к началу 90-х годов прошлого столетия достигла 250 000 TEU в год, хотя реальный грузооборот не превышал 100 000 TEU. Тем не менее, был сделан значительный технологический задел для будущего грузопотока.

    В начале 90-х годов Ленинградский морской торговый порт, как и все предприятия в СССР, стал акционерным обществом, а в 1998 году контейнерный терминал в Третьем грузовом районе порта был выделен в специализированную стивидорную компанию – ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ).

    Цифры и факты

    • Общая площадь терминала – 89 га (три Московских Кремля)
    • Длина причальной линии – 780 м (почти две Адмиралтейских набережных в Петербурге)
    • Глубина причальной линии, используемая для грузовых работ – 11,5 м
    • Данные характеристики причального фронта позволяют ПКТ принимать суда длиной до 294 м и осадкой до 11 м
    • Вместимость складских площадей для единовременного хранения – 27,7 тыс. TEU;
    • Емкость рефплощадки – 2905 розеток для подключения
    • Общая длина подъездных железнодорожных путей – 2660 пог. м
    • В компании работает 686 человек, более 500 из них имеют высшее и среднее специальное образование.

    Официальной датой образования компании принято считать 6 октября 1998 года, когда ПКТ обработал свое первое судно – контейнеровоз Monica Ehler вместимостью 700 TEU. Оператором судна являлась контейнерная линия ESF Euroservices BV, предлагавшая линейный сервис между Санкт-Петербургом и портами Антверпен и Роттердам.

    После этого были годы упорного труда, совершенствования и внедрения новых технологий и методов логистики.

    Инновации и технологии

    В период своего становления контейнерный терминал обслуживал маленький – c высоты сегодняшнего дня – объем грузов – в 1998-2000 годах годовой грузооборот ПКТ составлял около 150 000 TEU. 20 лет ПКТ

    Поворотным с точки зрения увеличения грузооборота компании стал 2001 год, когда терминал за год обработал рекордные 342 000 TEU. Это был первый, но не последний рекорд в истории ПКТ. Начавшийся с 2001 бурный рост контейнерных перевозок обусловил необходимость в модернизации терминала и расширении его перегрузочных мощностей.

    В это время была выработана и начала реализовываться долгосрочная инвестиционная программа ПКТ, включавшая реконструкцию причалов и приобретение современной перегрузочной техники. Выполнение программы позволило увеличить пропускную способность терминала до 1 250 000 TEU к 2008 году.

    Внушительный результат был достигнут также благодаря ряду передовых технологий, которые были внедрены на ПКТ в начале 2000-х.

    • Информационная система со спутниковым позиционированием контейнеров (Conterra). 

    IT-система Conterra – ERP-система контейнерного терминала, к разработке которой на ПКТ приступили в 1999 году. Система позволила полностью автоматизировать все бизнес-процессы производственной и финансово-хозяйственной деятельности ПКТ и вести электронный документооборот, максимально ускорив работу терминала.

    • Сервисный центр, собравший все службы государственного контроля и документального оформления грузов в одном здании.
    • Система тайм-слотирования, позволившая планировать подачу автотранспорта и устранить «живую» очередь при въезде на терминал.

    Система тайм-слотирования

    Резкий рост контейнерооборота в начале 2000-х привел к возникновению огромных пробок и очередей из автотранспорта на подъездах к Санкт-Петербургскому порту. Чтобы решить эту проблему, в конце 2006 года ПКТ первым среди российских терминалов внедрил систему контроля въезда и выезда автотранспорта.

    Внедрение этой системы позволило:

    • планировать подачу автотранспорта для сдачи и вывоза с терминала контейнеров и устранить «живую» очередь на въезд на терминал;
    • увеличить скорость обработки автотранспортных средств;
    • ликвидировать простой автомашин на территории терминала;
    • усилить безопасность ввоза и вывоза грузов с терминала благодаря аккредитации автотранспорта.

    Система тайм-слотирования предполагает, что каждые сутки разбиваются на временные слоты длительностью по 3 часа. Оформляя автовизит, клиент выбирает один из 24 свободных временных слотов в течении 3-х суток. После чего автомашина по этому визиту должна подъехать к воротам терминала в выбранный промежуток времени.

    Имея список оформленных на несколько суток вперед автовизитов, производственная служба терминала планирует использование техники для погрузочно-разгрузочных работ. Внедренная система дает заблаговременную информацию терминалу о том, какой клиент оформил визит и на машине какого автопредприятия будет вывезен (или ввезен) груз, что повышает «прозрачность» логистической цепочки.

    • Технология удаленного доступа.

    20 лет ПКТВсе участники логистической цепочки (агенты линий, экспедиторы, транспортные компании, грузовладельцы) получили доступ к информации об обработке контейнеров на терминале через Интернет в режиме on-line.

    В последующие годы ПКТ стабильно наращивал объемы перегрузки контейнеров и в декабре 2004 года отпраздновал перевалку 500-тысячного контейнера с начала года. В декабре 2008 года по итогам года ПКТ впервые обработал миллионный контейнер, а по итогам 2011 года грузооборот терминала составил 1 174 205 TEU – рекорд, который на сегодняшний день не побит ни одной стивидорной компанией России.

    Люди

    Каким бы потенциалом не обладало предприятие, за его успехами и достижениями всегда стоят люди. Профессиональная команда ПКТ – золотой запас терминала. Некоторые из сотрудников работают на предприятии еще со времен образования контейнерного терминала в Ленинградском морском порту, многие – с момента основания ПКТ. Немало выходцев из команды «Первого контейнерного» вошли в команды ведущих российских контейнерных терминалов. 20 лет назад на Первом Контейнерном работало около 500 человек. Сегодня его штат насчитывает почти 700 специалистов, большинство из которых заняты непосредственно в производственном процессе.

    Второе десятилетие

    Второе десятилетие в истории ПКТ ознаменовалось взлетами и падениями грузооборота, вызванными внешними экономическими обстоятельствами и усилением конкуренции. Однако, оставаясь «первым» в отрасли, терминал продолжил развиваться и осуществил реализацию комплексного проекта по переходу на электронный документооборот.

    ПКТ первым среди российских стивидорных компаний ввел в документооборот электронную цифровую подпись (2009 год) и первым внедрил механизм электронного обмена данными с Федеральной Таможенной Службой РФ (2013 год).

    В 2015 году ПКТ ввел в эксплуатацию новую технологию электронного выпуска импортных контейнеров с территории терминала и стал первым терминалом в России, обеспечившим полный электронный документооборот на всех этапах обработки груза.

    Электронный документооборот

    Процесс «цифровизации» ПКТ занял не один год и прошел несколько этапов.

    • 2004-2008

    Внедрение механизма планирования обработки автотранспорта (система тайм-слотирования) и IT-системы Conterra.

    • 2009-2015

    Переход на электронный документооборот между всеми участниками логистической цепочки.

    • 2013-2015

    Переход на электронный обмен данными между морским терминалом и Федеральной таможенной службой России.

    Комплексный проект по переходу ПКТ на электронный документооборот был реализован входящей в группу Global Ports компанией «Российские логистические информационные системы» (РОЛИС).

    Новые технологии, впервые примененные на ПКТ, в дальнейшем были успешно распространены на остальные терминалы Global Ports и другие российские контейнерные терминалы.

    Также ПКТ – единственный терминал в России, применяющий технологию АКВ для обработки большей части грузов. Данная технология характеризуется наибольшей скоростью и интенсивностью обработки контейнеров.

    В 2013 году ПКТ вошел в состав группы Global Ports, крупнейшего оператора контейнерных терминалов в России и Восточной Европе.

    ПКТ сегодня

    20 лет ПКТСегодня ПКТ обслуживает 12 линейных сервисов морских контейнерных перевозчиков – Maersk Line / Seago, CMA CGM, FESCO, Unifeeder, COSCO и X-Press.

    В рамках данных сервисов терминал соединен с основными европейскими портами трансшипмента, где происходит дальнейшая перегрузка контейнеров на магистральные океанские суда, которые в свою очередь обслуживают всю мировую сеть торговых морских маршрутов и портов. Главными партнерами ПКТ являются порты Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Антверпен, Гданьск.

    Посредством фидерного линейного сообщения ПКТ сотрудничает с 18 ведущими контейнерными линиями: APL, CMA CGM, COSCO, Evergreen, FESCO, Hamburg Sued, Hapag-Llloyd, HMM, Maersk Line, ONE, OOCL, Samskip, Sea Connect, Swan, Team Lines, Unifeeder, X-Press, Yang Ming.

    Еженедельно ПКТ обрабатывает в среднем 12 судозаходов, ежемесячно – 58.

    В 2017 году терминал обработал 726 судов.

    Крупнейшим по вместимости судном, которое было обработано на терминале, стал контейнеровоз Vistula Maersk (номинальная вместимость 3596 TEU). Это первое судно из новой серии контейнеровозов линии Maersk Line под условным названием Winter Palace, которые были заложены на верфях в 2015 году и с 2018 года начали обслуживать фидерные сервисы линии в Балтийском море. Данные суда обладают необходимым ледовым классом для эксплуатации в зимний период навигации и имеют повышенную вместимость по сравнению с ранее использовавшимся флотом.

    Сегодня ПКТ продолжает жить и развиваться, оставаясь технологическим лидером стивидорной отрасли в России. Многие технологии, ставшие сегодня привычными для морских контейнерных терминалов страны, впервые были использованы именно на ПКТ. Времена 20-летней давности, когда ПКТ был единственным специализированным терминалом порта Санкт-Петербург, остались далеко позади. Сегодня в России успешно работают другие контейнерные терминалы, но многие из них по-прежнему ориентируются в своём развитии на опыт ПКТ.

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    06.11.2018
    Containerships вводит Winter Surcharge на все грузы, идущие на/из российских портов. Ее размер составит […]
    02.10.2018
    Еврокомиссия объявила о начале консультаций по продлению – или непродлению льготного антимонопольного режима, установленного […]
    27.12.2018
    «Восточная стивидорная компания» получила новые козловые контейнерные перегружатели Liebherr в рамках программы развития мощностей […]
    22.02.2018
    Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга отметила на этой неделе свое 20-летие. Символично или случайно, встреча […]
    22.06.2018
    Правление ОАО «РЖД» приняло решение об установлении понижающих коэффициентов к тарифам на перевозки груженых […]
    17.07.2018
    «ТрансКонтейнер» опубликовал предварительные операционные результаты за второй квартал и первое полугодие 2018 года в […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.