Мы начинаем цикл статей, посвященных Дальнему Востоку. Чем живет регион, куда движется, как проявляются общие тенденции рынка и какова местная специфика, как дальневосточным игрокам удается встраиваться в международную цепочку поставок, на какие региональные особенности они делают ставку – на эти вопросы мы искали непосредственно на месте у «Владивостокского морского торгового порта», FESCO, «Пасифик Лоджистик» и «Профит Транс». Надеемся, что вместе нам удалось сделать Дальний Восток немного ближе.
Сегодня мы представляем вам интервью директора производственного департамента «Владивостокского морского торгового порта» Хаджимурада Омарова.
– Хаджимурад Омарович, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения грузопотока в порты и через порты Дальнего Востока. Это касается и «Владивостокского морского торгового порта». Цифры говорят о рекордном росте объема грузов.

Мы гордимся своими результатами. Для нас важно, что этот рекордный объем состоит из грузов различной номенклатуры. Мы переваливаем контейнеры, навал, зерно, автомобили, спецтехнику, ферросплавы, то есть у нас есть вся необходимая техника, наши специалисты владеют необходимыми технологиями работы, кроме того, грузовая база порта диверсифицирована, и мы сможем чувствовать себя уверенно даже в условиях изменения рыночной конъюнктуры. Вообще ВМТП – единственный полностью универсальный порт на Дальнем Востоке.
– Как за последние несколько лет менялась номенклатура грузов? Что сегодня составляет основную долю в общем объеме?
– Наш главный приоритет – это контейнерные грузы. В среднем они составляют порядка 40% грузооборота порта. В первом квартале контейнерооборот вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 110 873 TEU. В целом по 2018 году мы ожидаем рост на 10% и общий объем обработанных контейнеров – более 510 000 TEU.
Стратегическая цель – довести эту цифру до 1 млн TEU к концу 2022 года. А это ни много ни мало четверть всего российского рынка. За последние 2 года мы уже привлекли новых клиентов, доля ВМТП составляет около 30% контейнерного рынка Дальнего Востока.
В последнее время мы отмечаем тенденцию роста объемов импортных ро-ро грузов, в первую очередь это связано с курсом рубля. Рынок в этом сегменте ожил, вырос поток автомобилей из Японии и Кореи, как новых, так и б/у.
– Очевидный факт – рост грузопотоков в страны АТР. А хватит ли ваших мощностей, чтобы такой объем грузов принимать?
– ВМТП загружен сейчас на 60%. У нас есть понимание, как расширять мощности, которые позволят нам расти дальше и обрабатывать возрастающий грузопоток. Есть многолетние планы по расширению причалов, планируем провести дноуглубительные работы для того, чтобы принимать суда бОльшей вместимости, увеличить сортировочные площади, много задач по модернизации.
– Практически перед всеми портами стоит проблема подъездных железнодорожных путей. Как вы ее решаете?
– С подобными ограничениями сталкиваемся и мы. Дело в том, что железнодорожная станция находится в центре города и фактически на полуострове. Расширяться ей некуда, с трех сторон море и жилая застройка. Есть только две ветки, которые идут к нам в порт. На этих двух ветках мы и принимаем, и подаем все грузы. Конечно, такие условия сдерживают наше развитие, есть ограничения, которые нельзя преодолеть физически, а значит, мы должны искать другие пути.
Первый – повышение скорости обработки и внутренней эффективности. 1 июля общими силами всех портовиков мы установили рекорд скорости обработки вагонов – 678 в сутки. В 2016 и 2017 годах мы свои показатели сравнивали с 2014 годом – это был последний рекордный год, после которого начался спад. В 2014 году показатель среднесуточной обработки составлял порядка 390 вагонов, в 2017 году – 365,8 вагона. За первые 5 месяцев этого года подняли планку до 468 вагонов в сутки. Такого результата мы достигли за счет множества больших и малых организационных решений. Также надо отдать должное железнодорожникам Владивостока: отношение к технологии они тоже изменили, например, увеличили скорость осмотра поездов.
Есть и другие решения. Так, мы стали активно использовать станции в Хабаровске и Спасске-Дальнем для предварительной сортировки вагонов. Некоторые вагоны идут во Владивосток группами, в Хабаровске из этих групп коллеги-железнодорожники собирают поезда, которые мы принимаем на станции Владивосток и, соответственно, целиком заводим их в порт. Это избавило железнодорожников Владивостока от дополнительной работы по сортировке вагонов непосредственно на загруженной припортовой станции и увеличило ее пропускную способность.
– Расскажите об инвестиционной программе порта. Что в ее рамках уже сделано?
– В 2016-2017 годах в модернизацию порта было вложено порядка 762 млн рублей. В прошлом году приобрели 24 единицы ричстакеров и погрузчиков. Также приобрели два новых локомобиля, которые позволяют быстрее проводить маневровые работы в порту, выполняют сортировку и подачу вагонов. Один из них в работе, поставка второго ожидается в августе. Это своего рода помощь и самой железнодорожной станции Владивосток.

Еще в советское время в порту были построены большие крытые склады, которые сегодня с учетом новой конъюнктуры, перехода значительной части грузов в контейнеры стали не так сильно востребованы. Поэтому мы их сносим и делаем качественное покрытие открытых площадок. Несколько складов все же оставили, чтобы не потерять свою универсальность. Через них перерабатываем зерно и пиломатериалы.
Сейчас компания рассматривает стратегический план развития на будущее, в который входят развитие инфраструктуры, кранового хозяйства, техники и модернизация железнодорожных путей.
В частности, мы планируем приобрести 4 перегружателя STS, 2 новых тыловых перегружателя RMG и 8 тыловых перегружателей RTG. Поставка двух единиц RTG ожидается в этом году, в ноябре планируем их смонтировать.
– Так все же, что является главным фактором успеха порта – объем инвестиций?

Именно поэтому мы стремимся создавать комфортные условия работы для сотрудников, социальный пакет ВМТП – один из лучших в регионе. ДМС предусмотрен для всех сотрудников без ограничения по сумме лечения, у нас работает 6 бесплатных спортивных секций, есть бесплатные путевки на базы отдыха, специальный премиальный фонд для молодых родителей. В прошлом году приняли в штат массажистов и закрепили их за каждым терминалом, теперь докеры могут после работы пройти оздоровительный курс.
Основной вектор этих улучшений направлен на производственный персонал – портовых рабочих, докеров, тальманов и бригадиров. Всех тех сотрудников ВМТП, кто ежедневно и круглосуточно обеспечивает бесперебойную и слаженную работу порта.







