Константин Гриневич, генеральный директор логистической компании «Глогос проект», о качестве подготовки и требованиях к логистам
Несмотря на то, что сейчас рынок труда перенасыщен соискателями на логистические должности, выбирать специалистов на замещение имеющихся вакансий не из кого. Мы тратим деньги на рекламные объявления, рекрутинг, а взамен получаем пачки резюме от линейного персонала – людей, способных лишь отслеживать движение грузов, заполнять декларации и худо-бедно вести документооборот – в то время как бизнесу требуются профессионалы совсем другого уровня компетенций. Не так просто найти логиста, обладающего техническими знаниями, умеющего управлять логистикой как проектом, и при этом наделенного талантом коммуникатора.
Из-за чего так происходит? С девальвацией рубля и введением санкций многие проекты были заморожены, грузопотоки сокращены, что, безусловно, не могло не отразиться на трудоустройстве логистического штата. В первую очередь сокращали обслуживающий персонал, функции которого сводились к перекладыванию бумаг, при том, что многие из них мнили себя логистами. В докризисные времена их месячные оклады выросли до заоблачных 70-85 тысяч рублей, сейчас многие из них готовы работать за 40-45 тысяч.
Пласт таких специалистов, часто безработных или работающих не по профилю, продолжают пополнять выпускники вузов, имеющие общее представление о логистике и документообороте, но не получивших практических знаний. Как правило, они немного знают географию, могут подготовить презентацию или заявку, знакомы с коммерческим блоком дисциплин, но совершенно не отягощены ни техническими знаниями, ни навыками управления проектами. Этому учат, как правило, в рамках MBA, но люди с таким дипломом хотят управлять заводами и компаниями, а не логистикой, хотя это тоже проект.
Вместо того, чтобы отправлять ребят на пароходы, показывать, что влияет на устойчивость креплений груза, в вузах им в лучшем случае дают азы сопромата. Остальные знания те, кому повезет, получают уже по ходу практической деятельности – и то только самые настырные и любопытные, готовые погружаться в проблему, задавать вопросы, пробовать и ошибаться. Логистика – это история не о том, как из точки А добраться в точку Б, это управление потоками грузов, денег и документов. Следовательно, хороший логист должен еще знать налогообложение, экспортное законодательство и таможенное оформление.
Исследования НИУ ВШЭ показывают, что специалистам-логистам сегодня не хватает комплексного подхода к управлению транспортными потоками, организации цепей поставок и обеспечению складской логистики. Пробелы в знаниях идут с университетской скамьи: в вузах не учат управлять фурами, размещать груз на палубе контейнеровоза, работать с современными IT-технологиями.
Самая сложное для работодателя – отобрать из вала резюме способных и мотивированных к обучению кандидатов. Самый лучший возраст для логиста – 35-45 лет. С одной стороны, к этим годам соискатели набирают профессиональный и жизненный опыт, при этом они достаточно молоды, чтобы чувствовать себя в цифровом мире как дома, воспринимать новые знания, в то же время они успели набрать достаточную массу знаний и навыков, чтобы быстро адаптироваться в новых условиях. Кроме того, важно знание английского. На собеседовании многие утверждают, что говорят по-английски, на самом деле в объеме, достаточном для ведения переговоров, владеют языком единицы. Наконец, мы приходящим к нам кандидатам даем практическое задание: данные о грузе, чертежи и просим рассказать, как человек довезет его из Италии, скажем, в Новгород. Даже если человек не знает каких-то деталей, связанных с документами и денежным потоком, но знает общие принципы работы и проявит себя как коммуникатор, мы его пригласим на работу, и помощников дадим, если увидим, что он способен думать в ключе решения задачи.
Кстати, по данным исследования рекрутингового агентства Antal Russia, 32% занятых в сфере логистики и транспорта отметили, что их зарплата в 2017 году выросла, а еще 62% заявили, что уровень их доходов остался прежним. Средний минимум зарплат руководителей отдела логистики в 2017 году увеличился на 12,5% до 180 тыс. рублей в месяц. Уровень компенсации специалиста отдела логистики повысился на 28,7% до 90 тыс. рублей, а вознаграждение менеджера отдела логистики осталось на уровне 2016 года и составляет около 120 тыс. рублей в месяц. В Петербурге, по мнению экспертов, зарплаты выросли на 15% по сравнению с прошлым годом, но докризисного уровня не достигли. Таким образом, руководитель отдела может претендовать в Петербурге на оклад в 120 тыс. рублей, менеджер – на 100 тысяч, специалист должен быть удовлетворен ежемесячным доходом в 70 тыс. рублей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции