Суммарные операционные расходы в шиппинге в 2016 году снизились на 1,1%. Для сравнения, в 2015 году снижение составило 2,4%.
И в 2016, как и в 2015 году, в среднем по рынку сократились все категории расходов. К таким выводам пришли по итогам опроса ключевых игроков рынка аналитики Moore Stephens. Отметим, ранее они прогнозировали рост расходов судовладельцев как в 2016, так и в 2017 году.
По факту, расходы операторов танкерного флота сократились на 1,7%, в балкерном сегменте снижение составило 1,9%, в контейнерном – 0,6%.
Расходы на экипажи в целом снизились на 0,4%, при этом если в танкерном и балкерном сегменте произошло снижение, то в контейнерном сегменте, наоборот, эта статья расходов выросла.
Так, расходы на экипажи контейнеровозов увеличились на 1,1%. При этом наиболее существенно выросли расходы в сегменте судов вместимостью от 2 тыс. до 6 тыс. TEU – на 2,1%.
Расходы на экипажи танкеров сократились на 1,8%, снижение произошло по всем типоразмерам судов, за исключением Aframax’ов (+0,8%) и Suezmax’ов (+0,2%). Наиболее существенно снизились расходы на экипажи танкеров дедвейтом от 5 тыс. до 10 тыс. тонн (-2,8%) и танкеров-продуктовозов Handysize (-2,7%).
Расходы на экипажи балкеров снизились на 0,6%, при этом наиболее существенное снижение произошло в секторе Capesize – на 1,2%.
Расходы на припасы сократились в среднем на 2,9%. Наиболее существенное снижение произошло в сегменте контейнеровозов вместимостью до 1 тыс. TEU (-4,9%) и от 1 тыс. до 2 тыс. TEU (-4,9%). Также на 4,9% снизились расходы операторов танкеров Aframax. Расходы на припасы для балкеров Capesize упали на 4,8%, Panamax – на 4,4%. В целом в балкерном сегменте расходы на припасы снизились на 4,2%, в танкерном – на 2,2% и в контейнерном – на 5,2%.
Расходы на ремонт и обслуживание сократились в среднем на 0,8%. Наиболее существенно снизилась эта статья расходов для балкеров Panamax (-3,2%) и Capesize (-3,1%). В танкерном и контейнерном сегментах по отдельным категориям судов расходы на ремонт и обслуживание, наоборот, выросли. По ро-ро судам рост составил 2,2%.
Расходы на страхование в целом по рынку сократились на 3%. Наиболее существенно эта статья расходов снизилась для контейнеровозов вместимостью от 2 тыс. до 4 тыс. TEU (-5,2%), балкеров Hansysize (-4,7%) и Panamax (-4,6%). В танкерном сегменте наибольшее снижение продемонстрировали Aframax’ы (-4,6%), в ро-ро сегменте расходы на страхование сократились на 4%.
В Moore Stephens ожидают, что в будущем вероятен рост расходов – или, по крайней мере, судовладельцы будут такой рост планировать – в свете вступления в силу Конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении, новых ограничений по содержанию оксидов серы, которые начнут действовать с 2020 года, и инициатив по обеспечению кибербезопасности. Кроме того, пусть опосредованно, но на расходах судовладельцев должны сказаться геополитические изменения, которые сейчас как никогда находятся в активной фазе.