О новых аспектах Таможенного кодекса ЕАЭС

О новых аспектах Таможенного кодекса ЕАЭС

  • По оптимистичному сценарию документ вступит в силу уже в середине 2017 года. Какие принципиально новые аспекты внесены в кодекс, какие преимущества ждут участников внешнеэкономической деятельности в связи с этим и как бизнес повлиял на окончательную его концепцию – об этом говорили участники семинара «Свобода бизнеса – альтернатива внешним ограничениям» в рамках выставки «ТрансБалтика».

    «Окончательная редакция практически готова, – отметила адвокат Катерина Марьянкова, партнер адвокатского бюро «Лигал Арт». – И с января 2017 года Кодекс заработает. До этого мы все работали по Таможенному кодексу Таможенного союза, несмотря на то, что Евразийский экономический союз создан давно. Вкупе с ним мы работали еще и более чем с 20 международными соглашениями, что приводило к сложностям в юридической и судебной практике». К.Марьянкова подчеркнула, что работа по созданию единого кодекса была направлена на то, чтобы модернизировать действующее таможенное законодательство с использованием современных информационных технологий, сократить национальный сегмент таможенного регулирования и устранить существующие противоречия и недочеты.

    «Насколько понятный будет этот документ, могу сказать, вряд ли он будет понятен с первого раза, как и со второго и третьего, – добавила она. – Это действительно объемный документ на 900 страниц, около 200 статей».

    К.Марьянкова остановилась на основных принципиальных изменениях, которые ждут участников ВЭД, более детально. В первую очередь, она сделала акцент на приоритет электронного таможенного декларирования. «Применение письменного декларирования товаров теперь возможно только в исключительных случаях. Когда разрабатывался Таможенный кодекс Таможенного союза, он разрабатывался в бумажной реальности, информационные технологии не так активно применялись на практике».

    «Россия идет в ногу с современными информационными технологиями в области таможенного декларирования. Благодаря пилотным проектам, которые были запущены в ряде регионах в 2015, протестировано программное обеспечение в ряде таможенных служб. И оно показало свою состоятельность, в результате чего были созданы также центры электронного декларирования». И теперь, по словам, К.Марьянковой, 99% таможенных деклараций обрабатывается через эту систему. Как итог – Кодекс методично и последовательно закрепил электронное декларирование в своих положениях.

    Однако не все позиции этой системы приняты к исполнению в новом Кодексе. Это касается, прежде всего, обязательного предварительного информирования. Пока оно установлено на уровне международных соглашений и применительно не ко всем видам транспорта: для автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, и начнет действовать с апреля 2017 года. На морском транспорте эта составляющая электронного декларирования проводится в экспериментальном режиме, несмотря на то, что применяется успешно, отметила К.Марьянкова.
    В добавление к теме о преимуществах электронного документооборота К.Марьянкова рассказала о лицевых счетах участников ВЭД. «Это очень интересное решение, которое приняла Федеральная таможенная служба», – отметила она и привела пример подачи первой таможенной декларации с использованием единого лицевого счета участника ВЭД – это было в конце октября на Энгельсском таможенном посту (Саратовская область).

    Выгода и эффективность использования участниками ВЭД единого лицевого счета, по мнению К.Марьянковой, очевидна: в первую очередь, это совершенствование системы оплаты таможенных платежей, к примеру, осуществление удаленного выпуска и удаленной оплаты, сокращение времени прохождения денежных средств.

    Еще одно новшество – автоматизация таможенных операций. Однако автоматическая регистрация и выпуск деклараций не самоцель, которую ставит перед собой Евразийский экономический союз, считает К.Марьянкова. Конечная цель – это автоматический выпуск товаров без участия должностных таможенных органов. «В Европейском союзе это работает уже с 2011 года, – отметила она. – У нас только сейчас началась практика. Но теперь Таможенный кодекс Евразийского экономического союза закрепил это положение».

    Также К.Марьянкова особо отметила изменения в институте уполномоченного экономического оператора. «С этим институтом мы знакомы с 2010 года, – напомнила она. – И до сих пор пытаемся понять, что это за статус и какие бонусы дает. Опять же, в Европе этот статус понятен. Те, кто имеет этот статус, пользуется бонусами на всей территории Евросоюза. Касаясь Евразийского экономического союза, понятно, что одномоментно действие этого института не получится. Суть создания этого института в том, чтобы предоставить определенным категориям лиц возможности пользоваться специальными упрощениями».

    К.Марьянкова уточнила, что теперь таких упрощений их будет три типа, в зависимости от типа выдаются соответствующие свидетельства уполномоченного экономического оператора. В целом же, кодекс насчитывает 11 упрощений, первые 4 связаны с автоматическим выпуском товаров в своих помещениях на открытых площадках. Второй тип относится к упрощениям в части выполнения таможенных операций, таможенных платежей и с хранением товаров, в частности без необходимости хранения их на складах и если владельцы складов не состоят  в реестре складов временного хранения. Третий тип включает в себя все эти упрощения. В кодексе довольно подробно прописаны требования, предъявляемые к уполномоченному экономическому оператору. Особо К.Марьянкова отметила, что на третий тип невозможно подать документы сразу. «Нюансов много, – добавила она. –Тем не менее, при разработке этого института считалось, что перечень упрощений будет расширяться и привлечет многих участников ВЭД».

    Основные изменения коснулись перечня сведений, подлежащих подаче при создании декларации на товары и транзитной декларации. Он сокращен. Также закреплена возможность подачи таможенных деклараций без предоставления документов, на основе которых она заполнена. Кроме того, теперь на законодательном уровне урегулирован ряд спорных вопросов по декларированию экспресс-грузов. Определен срок и документация для декларирования такого вида грузов. Основным трендом евразийского Таможенного кодекса был определен механизм «единого окна», считает К.Марьянкова. Прорывом в таможенном законодательстве также она считает сокращение срока выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, тогда как ранее было установлен выпуск товаров не позднее одного рабочего дня.

    «Установлен единый порядок таможенного декларирования товаров в несобранном и разобранном виде, – пояснила К.Марьянкова. – В новом кодексе очень подробно описано, в чем особенности, как происходит декларирования подобных товаров. Начиная с того, что их не нужно разделять и декларировать по отдельности, заканчивая тем, что нет теперь необходимости подтверждать соответствие каждой составляющей этого товара определенному коду».

    В заключение К.Марьянкова отметила, что в новом кодексе более четко прописана возможность консультирования между таможенными органами и представителями бизнес-сообщества. «Нынешний Таможенный кодекс  разработан при активном участии бизнеса, поэтому все надеются на его максимальную эффективность, – сказал она. – Было 13 предложений от бизнеса, и 7 глобальных предложений удалось внедрить в кодекс. Отрадно, что они были восприняты и введены в те 12 изменений, о которых я рассказала».

    Подводя итог, К.Марьянкова поделилась своим мнением, почему так долго шла работа над документом: «У каждой страны были свои цели, свои спорные вопросы, которые они не хотели подчинять общим правилам. Но к концу года удалось даже такие вопросы как свободные экономические зоны урегулировать. Как результат – подписание проекта, который скоро станет законодательным актом. Оно ожидается в конце декабря, и с 1 января новые правила вступят в силу».

    К.Марьянкова предположила, что это не первая встреча по обсуждению кодекса: «Вопросов будет много, не исключаю судебную практику суда Евразийского экономического союза, который уже активно работает и разрешает коллизии, которые существуют уже много лет».

    Директор Гильдии профессиональных участников ВЭД «Гермес» Роман Козлов прокомментировал доклад К.Марьянковой: «Мы подтверждаем активное участие бизнеса в разработке Кодекса. Мы активно работали над разделами, касающимися деятельности таможенных представителей, экономических операторов, электронного транзита, предварительного информирования».

    Также он рассказал о препонах, которые мешали введению в действие Кодекса три года назад: «Когда Кодекс хотели ввести в действие, этого не произошло, потому что очень много казахстанская сторона «дробила» предложений нашей Федеральной таможенной службы. Казахские партнеры, предлагали все, что не нравится российскому регулятору относить на национальное законодательство, мотивируя тем, что Казахстан строит одну из передовых экономик мира, и им неинтересны преграды и препоны, то есть административные барьеры, которые так или иначе хотят включить таможенные органы». Р.Козлов еще раз подчеркнул, что в Кодексе национальный сегмент должен быть минимален.

    Что касается даты введения Кодекса, Р.Козлов и К. Марьянкова допустили, что он будет вводиться постепенно: часть общих положений с 1 июля будущего года, остальная – позже.

    Ожидается, что подписание всех официальных документов на уровне глав государств по введению Кодекса в действие состоится 28 декабря.


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    08.09.2016
    О том, какие изменения в части таможенных платежей будут в новом Таможенном кодексе Евразийского […]
    07.09.2016
    Работа по подготовке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза фактически вышла на финишную прямую. Об […]
    16.09.2016
    Выступая на прошедшем в Керчи под председательством президента РФ Владимира Путина заседании президиума Госсовета […]
    16.12.2016
    На годовом собрании некоммерческого партнерства «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного […]
    19.12.2016
    Председатель Общественного совета при ФТС Леонид Лозбенко на выездном совещании Совета, организованном в Петербурге […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.