Андрей Витальевич, в этом году исполнилось 20 лет с момента выхода компании на рынок. Как изменилась за это время компания и как изменился сам рынок?
За прошедшие двадцать лет компания сменила три офиса, в марте этого года мы переехали в четвертый, расположенный на набережной реки Мойки, на наш взгляд, самый удобный и наиболее соответствующий духу Санкт-Петербурга и нашей специализации. Бесконечное число раз обновились мебель и оргтехника, появились офисы в Москве и Калининграде, образована сеть корреспондентских офисов.
28 ноября фирма состояла из двух человек – партнеров учредителей Андрея Супруненко и Максима Пуслиса, а в настоящее время численность только специалистов достигла 17 человек.
Соответственно, увеличилось количество дел, их сложность, выросли финансовые обороты фирмы.
Откуда приходят новые сотрудники, насколько отечественное юридическое образование соответствует потребностям отрасли, или оно дает только базу, а специфику отрасли молодые специалисты постигают на практике? Насколько российской вузовской базы достаточно, или желательно обучение или стажировка за рубежом, учитывая международный характер отрасли?
Нам не известен ни один ВУЗ, программа которого позволяла подготовить юриста нашего профиля. Молодые специалисты, которые приходят в нашу фирму проявляли интерес к предмету в период обучения, занимались самообразованием, хорошо знают основы гражданского и международного права, владеют иностранными языками. Но это всего лишь первая ступень в специальность, для того, чтобы достичь уровня самостоятельной работы вчерашние студенты под руководством старших специалистов знакомятся с практикой фирмы, выполняют отдельные поручения, читают специальную литературу и с каждым новым делом имеют возможность совершенствовать свой уровень
Что нового возникло за эти 20 лет, что ушло в прошлое – если можно говорить о таких глобальных изменениях за столь короткий срок в такой консервативной сфере как морское право?
Министерством транспорта руководит уже четвертый министр, прошло несколько этапов административной реформы, в результате которых изменилась структура Минтранса, многократно изменялась редакция КТМ РФ (кстати, последние изменения, касающиеся регулирования линейного судоходства, весьма настороженно восприняты всеми участниками этого сегмента судоходного бизнеса), появился Российский международный реестр судов, Закон о транспортно-экспедиторской деятельности, Закон о морских портах, сложилась, к великому нашему сожалению, весьма противоречивая судебная практика по аресту морских судов, реформировались третейские суды, приняты новые Гражданский, Трудовой, Арбитражно-процессуальный кодексы и т.д. и т.д.
Говоря о регулировании линейного судоходства, каково Ваше мнение о законопроекте?
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 282-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и статьи 17 и 19 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Кодекс торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) дополнен главой VII.1 «Перевозки на морской линии». Указанная глава вступает в силу с 1 января 2017 года.
С 1 января 2017 года также вступает в силу изменение в статью 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно вступающему в силу изменению – в случае снятия морской линии с регистрационного учета до истечения срока регистрации по основаниям, предусмотренным п.3 ст. 114.3 КТМ РФ (а это – отсутствие информации на сайте линии о расписании и стоимости перевозок, систематическое несоблюдение расписания – два раза и более), оператор морской линии обязан уплатить портовые сборы и иные обязательные платежи в полном объеме за весь период фактического функционирования морской линии (этот период не должен превышать шесть месяцев), если такие сборы и платежи уплачивались с учетом понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов.
Государство достаточно жёстко подходит к регистрации линии, причём возможные огрехи в движении одного судна линии повлияют на регистрацию всей линии, её могут просто снять с регистрационного учета с потерей всех скидок к портовым сборам.
Изменения в КТМ РФ, вступающие в силу с 1 января 2017 года, предполагают принятие Положения о порядке регистрации морской линии, утверждаемого приказом Минтранса. Насколько нам известно, такое Положение ещё не принято. В том проекте Положения, который мы видели, Минтрансом были предложены весьма кардинальные вещи, например: «Обеспечение исполнения обязательств оператором морской линии по уплате портовых сборов внесением денежных средств на счет, указанный лицом, осуществляющим взимание портовых сборов. Размер обеспечения исполнения обязательств определяется на основании расписания морской линии. Средства, перечисленные лицу, осуществляющему взимание портовых сборов, в целях обеспечения исполнения обязательств оператора морской линии, могут частично возвращаться при соблюдении оператором морской линии условий перевозки на морской линии.» То есть по сути предлагалось авансирование платежей по уплате портовых сборов морской линией в полном объёме. Хотели бы отметить, что вступающие в силу изменения в КТМ РФ и закона о морских портах таких положений не содержат.
Как Вы видите, изменения в законодательство достаточно радикальные, и они, безусловно повлияют на работу линий, и говорить о том, что это не отразится на стоимости перевозок, совершенно не стоит, ну а цепочку со стоимостью, Вы можете продолжить дальше и сами.
Крупные морские аварии и экономические катастрофы, произошедшие за последние 20 лет, – как они повлияли на законодательство и юридическую практику? – «Prestige», «MSC Flaminia», «MOL Comfort», «Приразломная», не морская, но, тем не менее, «Булгария», кризис 2008 года, банкротство Hanjin… Приходилось ли «Ремеди» иметь дело с исками, связанными с этими или подобными случаями, можно ли рассказать о них поподробнее?
К нашему счастью или, наоборот, несчастью ООО «Юридическая фирма «Ремеди» не была вовлечена в процедуры, связанные с перечисленными Вами событиями. Безусловно, наши сотрудники участвовали в огромном количестве дел, по которым суммы требований превышали миллионы долларов. Это были и столкновения судов, в результате которых одно из них погибало, и дорогостоящие спасательные операции, и повреждение грузов. 24 ноября состоялось заседание Арбитражного суда Северо-Западного округа по иску ПАО «РОСГОССТРАХ» к компании Princess Maria LTD в связи с навалом парома «Princess Maria» на ледокол «Мудьюг», которое, как мы надеемся завершило судебный процесс, в результате которого в пользу истца, нашего доверителя было взыскано более 24 миллионов рублей.