О преимуществах и недостатках новых технологий, применяемых на Балтийской таможне, рассказал на конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области» заместитель начальника Балтийской таможни Олег Макарский. «За 10 месяцев этого года Балтийская таможня оформила более 230 тысяч деклараций, – отметил О.Макарский. – При этом грузооборот составил более 10 млн тонн, внешнеторговый оборот более 21 млрд долларов. В доходную часть бюджета таможенниками перечислено порядка 300 млрд рублей. Это хороший результат, на который безусловно повлияло введение новых технологий, который сейчас в основном работают пока в экспериментальном режиме».
Более подробно он остановился на нескольких технологиях, применяемых на Балтийской таможне. «В феврале этого года в соответствии с протоколом комиссии при правительстве РФ было принято решение поставить контрольные показатели для всех участников процесса, которые работают на площадке Большого порта Санкт-Петербург, – рассказал О.Макарский. – Еще несколько лет назад время обработки контейнеров по линии таможни исчислялось не часами, а днями. И когда мы говорили, что необходимо выходить на какие-то часовые пределы, то эти пределы были порядка 36 часов, и тогда считалось, что это хороший рывок. В настоящий момент задача – выйти на минимальные часовые пределы. В соответствии с приказом ФТС были приняты такие цифры, которые позволят ускорить таможенные процедуры в порту. Теперь контрольное значение операций – два часа».
О.Макарский добавил, что в декабре контрольный показатель составит уже полтора часа, в том числе на все виды таможенного контроля, досмотровых операций либо с запросом каких-либо документов. Аналогичные показатели введены для экспорта.
О.Макарский также подвел первые итоги применения еще одной экспериментальной технологии – автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары: «Очень часто в СМИ идет полемика, что фактически электронного декларирования нет, а просто подаются электронные декларации, при этом дальше проводится оформление на электронном носителе. Общее количество выпущенных деклараций составляет всего лишь 96, но при этом обращаю внимание, что эксперимент проводился только на одном таможенном посту. Обращу внимание, что это декларации не экспортные, а по линии импорта».
Более масштабные показатели по автоматической регистрации. По данным О.Макарского, Балтийская таможня с начала этого года зарегистрировала более 8 тыс. деклараций в автоматическом виде, по большей части в этом помогло экспортное направление.
Особое внимание в своем докладе О.Макарский уделил предварительному декларированию товаров. «По нашему мнению, бизнесу стоит обратить внимание на эту услугу. Предварительное декларирование сегодня позволит значительно ускорить процедуру, поскольку товар еще находится за пределами РФ, при этом декларация уже заполнена, выпущена, оформлена, и остается ждать только прихода груза».
Однако статистика, приведенная О.Макарским, пока не позволяет говорить о широком применении этой технологии. «К сожалению, из 230 тыс. оформленных Балтийской таможней деклараций всего 5% оформлено с применением предварительной деклараций, – отметил он.
Еще одно новшество, на котором детально остановился О.Макарский, – применение комплекса программных средств «Портал Морской порт». «Многие его ругают, и ругают, наверное, правильно, – сказал он. – Но как и любая новая программа, портал не мог начинаться без каких-либо ошибок, поскольку невозможно учесть все моменты, которые выявляются уже на практике. На настоящий момент всеми участниками, а это таможня, контрольные органы, перевозчики, стивидорные компании, выявлено порядка 180 замечаний, которые уже направлены в Федеральную таможенную службу с тем, чтобы доработать программное средство. Если говорить про эффективность, то с 1 июля этого года мы работаем по этому направлению. Цифры достаточно маленькие. Подача предварительных деклараций и подача документов и сведений – показатели пока низкие. Если говорить о дальневосточных коллегах, с учетом того, что там порты начинают работать как открытые порты, то они буквально за месяц выходят на показатели, близкие к 100%».
Также О.Макарский подробно рассказал о деятельности Центра электронного декларирования. «Еще один момент, который обсуждался с негативной точки зрения на интернет-площадках, – это создание Центра электронного декларирования в штате Балтийской таможни. С 1 сентября Центр электронного декларирования оформил более 5 тыс. деклараций на товары. Много или мало? Могу сказать так: со своей стороны для чистоты эксперимента мы не принимали никаких административных рычагов с тем, чтобы клиенты сами проявляли желание пройти электронное декларирование. Для сравнения – один из постов в составе Балтийской таможни оформил более 13 тыс. деклараций».
Рассказывая о введении электронного таможенного транзита, О.Макарсикй отметил, что в этом направлении Балтийская таможня начала работать с конца прошлого года, по этой технологии тогда работали всего два поста. С мая этого года все таможенные посты Балтийской таможни принимают участие в этом эксперименте. «Эксперимент удался, – подвел итоги О.Макарский. – Если говорить о показателях электронного таможенного транзита, сегодня они составляют чуть меньше 85% от общего массива транзитных деклараций, которые подаются на Балтийской таможне».
В заключение доклада О.Макарский особо подчеркнул, что все недостатки и недоработки технологий, которые сейчас применяются в виде эксперимента, будут учтены Федеральной таможенной службой, и дальнейшее их усовершенствование позволит учесть интересы всех участников таможенных процедур.