Необходимость изменений в контейнерной отрасли в последние два года была более настоятельной, чем в последние 20 лет. Об этом заявил, выступая на 18 Annual Global Liner Shipping Conference в Лондоне CEO APM Terminals Ким Фейфер. «Изменения в шиппинге требуют не только инвестиций и повышения эффективности на уровне отдельных портов, но необходимо адаптировать конфигурацию портовых комплексов к существующим грузопотокам, увеличившемуся размеру судов и необходимости обеспечить обработку по максимально низкой цене. В ближайшие годы явно будут те, кто преуспел в этом, и те, кто проиграл».
Глобальная торговля находится в сложных условиях, объемы растут всего на 2-3% в год, не как в «старое доброе время» до кризиса 2008 года, когда рост составлял 10-12% годовых. На настроения в мировой экономике влияют падение цен на нефть, геополитическая нестабильность, спад на развивающихся рынках, застой в европейской экономике и низкий рост ВВП, составляющий 2%. Все эти факторы вынуждают судоходные линии конкурировать за счет эффективности систем сервисов и снижать по максимуму расходы за счет участия в глобальных альянсах.
В условиях меняющегося рынка в портовой отрасли действуют три определяющих тренда. Во-первых, на основные трейды выходят ультраконтейнеровозы, вытесняя суда меньшей (но все равно очень большой) вместимости на другие трейды, и порты должны быть готовы принимать и обрабатывать такие суда. Во-вторых, консолидация на рынке линейных перевозок приводит к изменению критериев выбора портов захода и частоты судозаходов, при этом и в структуре самих альянсов ожидаются изменения. В-третьих, линии находятся в режиме жесточайшей экономии, поэтому требуют от терминалов снижения цен и повышения эффективности операций, чтобы сохранить хотя бы минимальную прибыльность.
«Мы наблюдаем все эти три тренда в нашей практике. Раньше мы принимали суда 13 тыс. TEU, теперь мы обрабатываем суда на 50% больше – и надо или быть готовым принимать в своих портах 20-тысячники, или смотреть, как бизнес уходит к другим. Торговля всегда найдет самый эффективный путь. Во-вторых, в прошлом низкие цены были важны. Теперь бизнес идет туда, где самые низкие цены. Далее, раньше критическое значение имели скорость и гибкость. Сегодня линиям настолько важно снижение затрат, что им нужны согласованность и надежность».
Увеличение размера судов требует увеличения инвестиций в портовую инфраструктуру. Десятилетие назад большой терминал, имеющий причальную стенку 900 метров, мог одновременно обрабатывать три судна. Сейчас, когда длина судов доходит до 400 метров, тот же самый терминал, даже усилив причальную стенку, поставив более мощные STS и проведя дноуглубление, может одновременно принять только два ультраконтейнеровоза, обеспечивая то же самое количество движений. Это означает значительное снижение гибкости терминальных операций. Кроме того, увеличиваются потребности в тыловых площадях, пропускной способности по автотранспорту и количеству персонала, чтобы обрабатывать пиковые объемы. Все это выливается в дополнительные расходы для терминального оператора, которые линии оплачивать не готовы.
«В нынешних конкурентных условиях нужна более высокая степень стандартизации глобальных терминальных сетей, повышение технологичности терминальных процессов, терминалы должны быть более гибкими, мы должны извлекать преимущества из своих масштабов и работать в партнерстве с клиентами, чтобы выйти на новый уровень эффективности, – считает К.Фейфер. – На уровне отдельных портовых комплексов необходима реконфигурация. В портах Лос-Анджелес и Лонг-Бич работают 15 разных терминалов, различные альянсы хотят заходить на свои терминалы, в результате время и деньги тратятся на множество перемещений между терминалами. Если портовые операторы хотят повысить эффективность работы линий, мы должны проводить политику рационализации, консолидации и сегментирования с тем, чтобы обслуживать и большие суда, и суда поменьше. Нужно больше инвестировать в портовую инфраструктуру».
В глобальном масштабе океанские перевозчики консолидируют судозаходы, чтобы повысить эффективность сети сервисов и выстроить их с учетом больших точек входа/выхода экспортно-импортных грузопотоков и суперхабов. В терминальном бизнесе этот тренд приведет к появлению победителей и проигравших. Критериями успешных портов, по мнению К.Фейфера, будут стратегическое положение, идеальные навигационные подходы и большие глубины.