Контейнерный сегмент порта Новороссийск развивался все предыдущие годы в рамках общих тенденций контейнеризации внешнеторговых грузов РФ и в мире и в соответствии с общим трендом экономики страны, но 2015 год показал падение оборота, на который повлияли такие факторы как девальвация рубля и экономический кризис. Впервые с 2009 года контейнерооборот Новороссийска упал на 19%, до 584 тыс. TEU, однако это все равно больше докризисного уровня 2008 года (428,4 тыс. TEU). Такие данные привел, выступая на Международном транспортном форуме «ЮгТранс-2016» коммерческий директор ООО «Новоморснаб» Алексей Гармаш.
В прошлом году через порт прошло 146,9 тыс. груженого экспорта – на 20% больше 2014 года. Это наилучший показатель роста по всей стране, и этому способствовала девальвация рубля, а также продолжение процесса контейнеризации экспортных грузопотоков, таких как навалочные грузы – удобрения, зерно. Одновременно в 2015 году произошло падение импорта – на 24,2%, до 266,9 тыс. TEU. В результате по итогам года наблюдаются два противоположных тренда – рост в 8 раз завоза порожних контейнеров, прежде всего 20-футовых, а также падение на треть вывоза порожних контейнеров, на сегодня вывозятся в порожняке только рефконтейнеры.
Что касается результатов работы контейнерных терминалов порта в 2015 году, то терминал НМТП сумел сохранить уровень 2014 года, обработав 157,9 тыс. TEU. Контейнерные терминалы НУТЭП и Новорослесэкспорта снизили оборот примерно на 24-25%. Тем не менее, все три терминала сохранили свои места в рейтинге – НЛЭ на первом месте, за ним НУТЭП и НМТП.
Припортовые терминалам, которые больше ориентированы на экспорт, чем на импорт, по итогам 2015 года сохранили свои объемы. Основные грузы, которые обрабатывают сухопутные контейнерные терминалы, – опасные: сера, асбест (Рускон, Новоморснаб). Вторая категория грузов – неопасные, в том числе масло, которое перегружают практически все припортовые терминалы Новороссийска, также в структуре перевалки цветные металлы (медь, цинк), продовольственные грузы (зерновые культуры), минеральные удобрения и т.д.
Еще одним трендом в Новороссийске стал рост объемов загрузки в контейнеры полимеров узбекского производства на портовом терминале НУТЭП. По данным А.Гармаша, в декабре прошлого года было сделано 10 тыс. TEU, в январе-феврале т.г. – уже 12-15 тыс. TEU, а к концу года терминал должен выйти на показатель 30 тыс. TEU, что сопоставимо с оборотами припортовых терминалов, например, у Рускона и Новоморснаба оборот составляет 40-45 тыс. TEU в месяц. В большей степени это связано с тем, что транзитные грузы из-за особенностей таможенного законодательства обрабатывать на припортовых терминалах экономически невыгодно, при ставке перевалки 230-260 долларов за контейнер для транзитного груза ставка доходит до 400 долларов – удорожание происходит за счет хранения на складе временного хранения и перевозки в порт.
В своем докладе А.Гармаш также остановился на развитии транспортного потенциала порта Новороссийск. В контейнерном сегменте это расширение площадки под контейнеры терминала НМТП, приобретение новых кранов. На контейнерном терминале НЛЭ – расширение терминала, удлинение причалов, на НУТЭП – строительство нового причала, модернизация. Реализация всех этих проектов позволит выйти Новороссийску на пропускную способность 1,5 млн TEU в год.