Объем инвестиций в развитие железнодорожного транспорта в 2013-2030 годах составит от 12,6 трлн рублей по консервативному сценарию и до 18,5 трлн рублей по сценарию инновационному. Такие цифры содержатся в проекте распоряжения Правительства РФ, предполагающего корректировку Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Проект размещен на сайте Министерства транспорта РФ.
Консервативный вариант предполагает умеренные темпы роста экономики на основе модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов, инновационный сценарий — усиление инвестиционной направленности экономического роста и создание конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств.
По сравнению с первоначальной версией Стратегии, утвержденной в 2008 году, сумма инвестиций выросла – тогда, по минимальному сценарию, в течение 2008-2030 годов в развитие жд транспорта планировалось вложить 11,4 трлн рублей, по максимальному сценарию – 13,8 трлн рублей.
Однако при этом необходимо учитывать, что в новой версии все расчеты сделаны на основе цен на 1 января 2013 года, в редакции 2008 года использовались цены на 1 января 2007 года.
Необходимость внесения изменений в Стратегию в пояснительной записке к проекту объясняется тем, что реализация первого этапа пришлась на кризисные 2008-2010 годы. Решение о введении инвестиционной составляющей в грузовые железнодорожные тарифы не было принято. Инвестиционные возможности частных инвесторов, и прежде всего ОАО «РЖД» оказались ниже предусмотренных, а средства федерального бюджета выделялись не в полном объеме. Так что целевые показатели стратегического развития железнодорожного транспорта необходимо было уточнить.
В целом, Стратегия претерпела существенные изменения. Был расширен раздел, посвященный скоростному и высокоскоростному пассажирскому движению, учтены решения по развитию инфраструктуры Восточного полигона, Московского транспортного узла, развитию инфраструктуры Юга России. Также предусмотрено строительство обхода Украины, на него планируется потратить 45,7 млрд рублей.
С другой стороны, по сравнению с версией 2008 года был сокращен перечень новых железнодорожных линий – прежде всего, сокращение коснулось подъездных путей к индустриальным паркам и промышленным зонам. В то же время несколько выросло число проектов, направленных на усиление пропускной способности и вынос транзитного грузового движения из крупных железнодорожных узлов.
В некоторых разделах Стратегии поменялись не столько планы, сколько сроки реализации, это прежде всего касается обновления парка подвижного состава, которое должно было завершиться к 2015 году, но по факту перекочевало в новый вариант Стратегии практически без изменений, а также развития тяжеловесного движения.
По конкретным проектам развития инфраструктуры зачастую были изменены не только суммы инвестиций, но и сроки реализации. Например, финансирование комплексной реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива было увеличено: согласно редакции 2008 года, планировалось выделить 28,3 млрд рублей, согласно новой редакции, на этот проект будет потрачено 70 млрд рублей. Однако если в первом случае реконструкция должна была пройти до 2015 года, то в новой редакции финансирование сдвинуто на период 2013-2020гг.
С полным текстом изменений можно ознакомиться в приложении.