На прошлой неделе группа FESCO приобрела 12,5% уставного капитала ОАО «ТрансКонтейнер» в ходе первичного публичного размещения акций компании. Напомним, сумма сделки составила $138,9 млн. В FESCO SeaNews подтвердили, что для финансирования сделки исползовались средства, полученные от продажи долей группы в активах НКК. О планах в связи с приобретением нового актива SeaNews рассказал президент группы Сергей Генералов.
SeaNews: Сергей Владимирович, чем объясняется размер пакета 12.5%, ведь к реализации предлагалось больше акций – вам предложили именно столько? Или наоборот, вы рассчитывали на все, но больше в одни руки не давали?
Сергей Генералов, Транспортная группа FESCO, президент: Нам ничего никто не предлагал. IPO – это публичный процесс, в ходе которого заинтересованные инвесторы подают заявки в зависимости от своих инвестиционных аппетитов, и получают определенное количество акций по аллокации в зависимости от спроса на них. Мы подали крупную заявку, в результате аллокации получили 12,5%, и мы вполне удовлетворены этим результатом.
SeaNews: Где приобретались акции – на российском рынке, или в форме GDR на Лондонской бирже?
С.Генералов: Большая часть была куплена в локальных акциях, то есть на российском рынке, меньшая часть – в форме депозитарных расписок.
SeaNews: Планируете ли вы выдвигать кандидатов в Совет директоров «ТрансКонтейнера»? Если да, то когда, сколько и кого именно?
С.Генералов: Мы воспользуемся всем объемом прав, предоставляемых нам российским акционерным законодательством. То есть, как акционер, владеющий более 2% акций, мы имеем право выдвигать наших кандидатов в Совет директоров, внося соответствующие предложения в повестку дня общего собрания акционеров. Отвечая на вопрос «когда» – тогда, когда будет проводиться избрание Совета директоров на общем собрании акционеров. Мы надеемся, что это произойдет в ближайшее время. Что касается конкретного количества и кандидатур – пока об этом говорить преждевременно, одно понятно точно: пакет в 12,5% при количественном составе Совете директоров в 9 человек гарантирует нам как минимум одного представителя.
SeaNews: Планируете ли вы увеличивать свою долю в «ТрансКонтейнере»? Будете ли вы докупать акции на рынке после IPO?
С.Генералов: Бизнес «ТрансКонтейнера» нам интересен как стратегу и профессиональному инвестору в транспортную отрасль. Этот актив является во многом дополняющим наши активы и сервисы, и мы видим значительный потенциал роста эффективности и стоимости наших компаний за счет реализации синергии от нашего взаимодействия. И с этой точки зрения – да, эта инвестиция является частью долгосрочного стратегического плана. Мы уверены, что реформа железнодорожной отрасли пойдет по пути полной приватизации грузовых компаний, выделенных из РЖД, и, когда такое решение будет принято Правительством, намерены активно участвовать в борьбе за получение контроля над этим активом.
Что касается покупки акций на рынке – мы не видим в этом особенного смысла, потому что с точки зрения нас как стратега, 12,5% или 13%, или 14% – никаких дополнительных преимуществ это не дает. К тому же, у нас есть на рассмотрении ряд других инвестиционных проектов, требующих использования капитала.
SeaNews: Нет ли разочарования, что размер пакета не обеспечивает право решающего голоса?
С.Генералов: Разочарования никакого нет – мы получили ровно то, что планировали получить в ходе IPO. Решающий голос – это контроль, которого в ходе IPO получить было невозможно.
SeaNews: На каких именно направлениях вы видите операционную синергию?
С.Генералов: Таких направлений несколько. Во-первых, это объединение нашего потенциала на морском плече и в части доступа к клиентской базе в ЮВА с потенциалом «ТрансКонтейнера» в части охвата российской территории и доступа к наземной железнодорожной инфраструктуре. Увеличение объемов сквозного сервиса может позволить ставить более крупные суда на наших линиях на Тихом океане, что, соответственно, позволит предложить рынку более конкурентоспособные ставки, а, следовательно, повысить привлекательность Транссиба как альтернативы океанским маршрутам, соответственно, приводя больше груза в российскую транспортную систему в целом и на железную дорогу в частности. Причем не только импортного, но, в перспективе, и транзитного.
Во-вторых, совместная работа может позволить обеим компаниям существенно оптимизировать использование своих провозных мощностей (платформ и контейнеров), если не устранить, то сгладить дисбалансы оборудования, улучшить экономическую эффективность перевозки через снижение себестоимости. Это позволит, в свою очередь, предложить конкурентоспособный контейнерный сервис для таких грузов и локаций, где раньше контейнерная перевозка была не востребована в силу дорогого контейнерного сервиса – к примеру, экспорт из западной и центральной Сибири через Дальний Восток.