Мировой рынок контейнерных перевозок — один из самых быстрорастущих, перспективных и выгодных. Немудрено, что порты, имеющие контейнерный потенциал, стремятся развивать именно это направление. Делают ставку на TEU и украинские портовики. По итогам 2006г. украинские контейнерные терминалы обработали 729 тыс. TEU, а, по прогнозу института «ЧерноморНИИпроект», к 2015г. Украина выйдет на 5 млн TEU в год. На сегодняшний день основной контейнерный поток проходит через 2 крупнейших порта Украины — Одессу и Ильичевск. Контейнерооборот Одессы по итогам 2006г. составил 395 564 TEU (+37,2%), Ильичевска — 324 036 TEU (+11,3%). Не собираются порты снижать темпы роста и в этом году. За 5 месяцев текущего года Ильичевск увеличил оборот контейнеров на 42,2% (до 174 675 TEU), Одесса — на 29,3% (до 184 434 TEU). Как видим, Одесский порт по итоговым показателям немного опережает Ильичевск, хотя, если учесть нынешние темпы роста Ильичевска, вполне возможно, позиции лидера сложно назвать незыблемыми. Ах, Одесса Площадь Одесского контейнерного терминала составляет 155 тыс. кв. м, вместимость — 12 тыс. TEU. Общая длина причальной линии контейнерного терминала — 310 м. Терминал принимает к обработке контейнеровозы вместимостью до 4 600 TEU. На территории терминала находятся специализированные площадки с возможностью единовременного подключения 580 рефрижераторных контейнеров. Длина железнодорожных путей на терминале составляет 750 м. Интенсивность грузовых работ на одну технологическую линию, в зависимости от вариантов работы, составляет 23-26 контейнеров в час, средняя интенсивность обработки судов — 35-40 контейнеров в час. Обслуживание терминала осуществляет немецкая фирма Hamburg Port Consulting (HPC). Однако нынешняя пропускная способность не может удовлетворить потребности участников контейнерного рынка. В расчете на прогнозируемый бурный рост контейнеризации грузов руководство ГП «Одесский морской торговый порт» инициировало строительство нового контейнерного терминала. Согласно общей программе развития Одесского порта, планируется строительство намывного контейнерного терминала в районе Карантинного мола. Согласно планам, площадь территории будущего терминала составит 19 га, длина причальной стенки — 600 м, глубина у причала — 13,5 м. Расчетный грузооборот с учетом строительства «Сухого порта» и 5-ой очереди эстакады составит 600 тыс. TEU. По оценкам специалистов, расширение контейнерного терминала приведет к созданию около тысячи новых предприятий в транспортной сфере — экспедиторов, агентов, перевозчиков. Другой проект, который уже находится в стадии реализации (инвестор — компания «Евротерминал»), находится за пределами города — это «Сухой порт». Технологически этот терминал будет связан с действующим и планируемым контейнерными терминалами на Карантинном молу. Общая площадь территории составит около 50,2 га, площадь складская площадка для контейнеров будет занимать 21 га, возможность единовременного хранения составит 16 тыс. TEU. Третий проект — строительство пятой очереди путепровода. Этот проект предполагает изменение схемы заезда в порт всего грузового автотранспорта. Если сегодня весь транспорт заходит через контейнерную площадку, расположенную на территории Пересыпи, то путепровод обеспечит въезд автотранспорта с окружной дороги, через «Сухой порт» на полях орошения, и таким образом исключит проезд контейнеровозов через населенные районы города. И, наконец, четвертый проект — развитие мощностей порта на территории ОСРЗ «Украина» в районе Андросовского мола. Проект предусматривает строительство универсального причала длиной 255 м, глубиной 12 м, с возможностью специализации под контейнерные грузы. Кроме того, предполагается строительство вспомогательного причала длиной 120 м с глубинами до 12 м и с возможностью оборудования аппарели для обработки судов типа ро-ро. При этом образуется дополнительная территория 0,8 га за счет намыва и 2,0 га — за счет оптимизации существующих территорий. В результате должен быть создан перегрузочный комплекс, включающий 4 причала общей длиной 733 м, общей площадью 7,2 га. Специализация будущих причалов — универсальные и контейнерные грузы. Запланированные объемы перевалки — 1,5 млн тонн навалочных и генеральных грузов или 300 тыс. TEU. Порт надеется реализовать все заявленные проекты в течение 3 лет. Не отставать! Дух соревнования между двумя портами — Одессой и Ильичевском — присутствовал всегда. Естественно, контейнерная перевалка исключением не стала. В сентябре 2005г. между Ильичевским портом и ЧП «Укртрансконтейнер» (УТК) — дочерней структурой российского ООО «Национальная контейнерная компания» (НКК) — был подписан договор о совместной деятельности. Почти 2 года в порту идет реализация так называемой программы «4М», которая включает 3 этапа развития действующего терминала. Согласно контракту, в развитие контейнерного терминала до 2015г. должно быть инвестировано примерно $500 млн. На данном этапе освоено $45 млн., к концу 2007г. эта сумма превысит $51 млн. В настоящее время контейнеры обрабатываются на причалах N5 и 6, ведется строительство и реконструкция 2 новых причалов — N3 и 4. Тыловые территории причалов N3 и 4 будут использованы под площадки для хранения контейнеров. По планам инвесторов и самого порта, уже к концу 2007г. должны быть полностью модернизированы старые мощности контейнерного терминала. Будут введены в эксплуатацию 2 новых причала общей длиной 320 м с глубиной у причальной стенки 13,5 м. Мощность контейнерного терминала составит 800 тыс. TEU. Реализация второго этапа намечена на конец 2011г. Предусмотрено освоение более $100 млн. Третий этап завершится 2019г., он предполагает строительство аванпорта путем намыва территорий, вложения на третьем этапе составят более $300 млн. Таким образом, к концу реализации всех этапов программы мощность контейнерного терминала составит 4 млн TEU в год. В начале текущего года Министерство транспорта и связи Украины инициировало пересмотр договора о совместной деятельности между Ильичевским морским торговым портом и «Укртрансконтейнером», объясняя решение невыгодностью данного контракта для самого порта. Иск о расторжении договора был передан в Высший хозяйственный суд Украины. Однако, не добившись в судебных инстанциях разрыва договора о совместной деятельности с оператором, руководство Ильичевского морского торгового порта приняло решение перейти к самостоятельной работе с контейнерами в обход частной компании. В результате за 3 месяца текущего года (фактическая работа порта с контейнерами началась в марте когда было обработано 80 TEU) порт собственными силами перевалил 11 548 TEU. Обработка контейнеров ведется на причале N1, но от основной специализации причала (перевалка металла) порт также не планирует отказываться. Решение портовых властей на показателях «Укртарнсконтейнера», можно сказать, не отразилось. За январь-май 2007г. «Укртрансконтейнер» обработал 163 127 TEU, что на 32,8% больше аналогичного показателя прошлого года. Вообще, у Украины официальной свой взгляд на контейнерное будущее страны. Руководство Минтранссвязи Украины намерено инициировать строительство контейнерных терминалов в Ильичевском и Южном морских портах. По мнению властей, Ильичевск и Южный имеют конкурентные преимущества по сравнению с Одесским портом. «Строительство контейнерного терминала в Ильичевске или Южном, на береговой части, обойдется вдвое, а то и втрое дешевле, чем строительство контейнерного терминала в море, как предлагает Одесский порт», — считает министр транспорта и связи Николай Рудьковский. По его оценке, стоимость строительства нового контейнерного терминала в Ильичевске составит около $150 млн., в Южном — $150-180 млн. Министр уже заявил о намерении выделить земли на территории Южного и Ильичевского морских торговых портов для строительства новых портовых мощностей местным органам власти. Правда, постоянные споры с инвесторами, получившими землю ранее, не способствуют быстрому решению вопросов. Однако если строительство контейнерного терминала в Южном — дело, как минимум, нескольких лет и не одной сотни миллионов долларов, то соперничество между Одессой и Ильичевском налицо. На вопрос SeaNews о перспективах и конкуренции начальник отдела маркетинга ГП «Одесский морской торговый порт» Михаил Шапошников ответил, что поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию новых мощностей по перевалке контейнеров в Одесском и Ильичевском портах будет способствовать росту пропускной способности Черноморских портов Украины в целом. Это позволит обеспечивать растущие потребности Украины в перевалке контейнеров, а также будет способствовать росту транзитных контейнерных перевозок. «С учетом равномерного развития мощностей наших портов грузопоток контейнеров будет распределяться примерно 50% на 50%», — считает М. Шапошников. Лилия Аксенова
19.07.2007
Планов громадье
Новости по теме
09.03.2007
Танкеры В течение последней недели из-за снижения активности и сокращения числа мартовских отправок рынок […]
15.08.2007
В конкурсную документацию к открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве […]
16.01.2007
Южный морской торговый порт в 2006г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшил […]
09.02.2007
По данным Dyna Liner, грузооборот итальянских контейнерных терминалов по итогам прошлого года составил почти […]
03.10.2007
Китайская компания Offshore Oil Company намерена построить флот для глубоководной нефтеразведки, который будет работать […]
11.05.2007
Как сообщает ИА Regnum, председатель Совета министров Крыма Виктор Плакида посетил с рабочей поездкой […]
Контейнерные перевозки
Показать всё
25.04.2025
Новый сервис из Китая на Дальний Восток
Госрегулирование
Показать всё
22.04.2025
Назначение в ФТС
11.04.2025
Новая зона контроля выбросов
11.04.2025
Назначение в ФТС: начальник ГУТКПВТ
04.04.2025
Назначен начальник Астраханской таможни
Вакансии
Показать всё
16.01.2020
Вакансии в «Оверсиз» в Петербурге
11.10.2018
Требуется генеральный директор