Расширение экономических связей между Европой и Азией определяется происходящими в мире интеграционными процессами и глобализацией мировой экономики. В настоящее время в мире сформировалось три центра интенсивного экономического развития — Западная Европа, Восточная Азия и Северная Америка. Объем торговли между странами Европы и странами Азии оценивается 550 млрд . долларов США Одними из крупнейших участников международного товарообмена на евроазиатском направлении, тяготеющими к Транссибу, являются Япония, Республика Корея, а также Китай. Объемы перевозок между этими странами и Европой составили в 2000г. 64 млн.т, из них контейнеропригодные грузы 26,9 млн.т, в том числе в направлении на Европу соответственно 35,4 млн.т и 15,0 млн.т и в обратном направлении — 28,7 млн.т и 11,9 млн.т. По данным Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института объемы перевозок грузов между Японией, Р. Корея, Китаем и странами Европы могут возрасти к 2010 г. в 1,5 раза, в том числе контейнеропригодные грузы в 1,7 раза. Основной объем перевозок между странами Европы и Азии осуществляется морским путем через Суэцкий канал. Острая конкурентная борьба между судоходными компаниями, оперирующими на этом рынке перевозок, привела к ускоренному обновлению транспортного флота. В эксплуатацию вводится все большее число судов-контейнеровозов вместимостью до 6-8 тыс. ДФЭ, и имеющими большие скорости, более высокую технологичность и экономичность перевозок. Срок доставки груза на этом маршруте протяжением 21 тыс. км составляет 30-35 суток со стоимостью перевозок 850 долларов США за один контейнер. Перевозки осуществляются мощными судоходными компаниями, имеющими свой флот и контейнеры, и строго по расписанию. Вместе с этим, по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб), являющейся кратчайшим сухопутным мостом между Европой и Азией, перевозится около 1% от грузопотока между странами Европы и Азии. Транссибирская железнодорожная магистраль протяженностью 10 тыс. км является одной из мощнейших в мире двухпутной и оборудованной современными видами связи и информатики на всем протяжении. С завершением электрификации участка Губерово — Свиягино магистраль на всем протяжении будет работать на электрической тяге. Пропускные и провозные способности магистрали с небольшими дополнительными затратами позволяют обеспечивать пропуск транзитного потока контейнеров 200 тыс. в ДФЭ. Максимальные размеры перевозок транзитных грузов в контейнерах по Транссибирской магистрали были достигнуты в 1981 году и составили около 140 тыс. контейнеров в ДФЭ, в основном это были грузы из Японии в страны Западной Европы. Однако после 1991 г. произошло резкое снижение этих перевозок (до 20 тыс. контейнеров). Это объясняется тем, что в 80-х годах иностранными судоходными компаниями Японии и других стран была начата реализация программы строительства крупных судов-контейнеровозов. Одновременно этими компаниями был значительно увеличен парк крупнотоннажных контейнеров. В результате себестоимость перевозок на судах контейнеровозах значительно сократилась, что привело к снижению ставок фрахта на трансокеанском маршруте в три раза. В это же время из-за отсутствия на железных дорогах России современных информационных технологий не обеспечивались требования грузовладельцев по предоставлению информации о дислокации контейнеров. Имели место хищения и несвоевременная доставка грузов. Все это привело к перераспределению объемов перевозок транзитных грузов с Транссибирского на Трансокеанский маршрут. В последние годы активно формируются и другие широтные транзитные направления в обход России: северное звено Трансазиатской магистрали (через Китай и Казахстан), Трасека (Центральная Азия — Закавказье — Европа), южное звено Трансазиатской магистрали (Центральная Азия — Иран — Турция — Европа), которые могут стать новыми конкурентами Транссибу. Это обстоятельство также вызывает необходимость в принятии неотложных мер по разработке комплекса действий по созданию конкурирующих с другими направлениями условиями перевозок по Транссибу транзитных грузов между Европой и Азией. Проблема привлечения перевозок транзитных грузов на Транссиб является комплексной и может быть решена путем осуществления мер, повышающих конкурентоспособность Транссибирского направления, основываясь на его преимуществах по сравнению с морским маршрутом. В качестве первоочередной и необходимой меры должно быть создание единого оператора контейнерных перевозок на Транссибирском направлении. В его компетенции должны войти организация, регламентация и регулирование всех аспектов работы, касающихся транспортировки грузов в контейнерах от склада готовой продукции отправителя до аналогичного склада грузополучателя. В качестве независимого единого оператора по транзитным грузовым перевозкам на Транссибирской железнодорожной магистрали предлагается ОАО «Совфрахт». ОАО «Совфрахт» имеет 70-ти летний опыт организации внешнеторговых перевозок. ОАО «Совфрахт» располагает сетью из более чем 50 агентских и экспедиторских компаний в 30 странах мира, которые на каждом участке транспортного конвейера представляют услуги: — на железнодорожном транспорте — имеет прямые договорные отношения с ЦФТО МПС России. С ноября 2001 года ОАО «Совфрахт» имеет статус компании-оператора; — в России. СНГ и странах Балтии, в Европе и Азии . ОАО «Совфрахт» имеет специализированные компании с функциями агентов и портовых экспедиторов в крупных портах. Агентские компании Общества за границей могут осуществлять маркетинговую деятельность по привлечению грузов на Транссибирскую магистраль; — на море и реках — имеет собственную систему морских судоходных линий, суда различного назначения. Обладает опытом сотрудничества с крупными морскими перевозчиками, поддерживает постоянные контакты с российскими и зарубежными судовладельцами, брокерами, экспедиторами. Создание компании-оператора Транссиба предлагается провести на базе ОАО «Совфрахт» за счет допэмиссии акций ОАО «Совфрахт» (капитализация не менее 60 млн. долларов США) на 10%-25% с включением в состав акционеров ОАО «Совфрахт», МПС Российской Федерации (РАО «Российские железные дороги»), ОАО «ДВМП» (Дальневосточное морское пароходство).
23.04.2002
Развитие российских транспортных коридоров
Новости по теме
15.11.2002
ООО “ПетроТранс-Приморск” планирует строительство в порту Приморск терминала, предназначенного для отгрузки на экспорт нефти […]
26.09.2002
Виктор Игоревич, сегодня модно говорить о логистике вообще и проектах логистических центров в частности… […]
27.05.2002
МЕМОРАНДУМ о создании консультативной группы высокого уровня по безопасности на транспорте в Российской Федерации […]
03.10.2002
2 октября первый заместитель министра путей сообщения России Вадим Морозов вручил свидетельства о присвоении […]
17.10.2002
За 9 месяцев 2002г. ОАО «Новороссийский морской торговый порт» обработано 48 412,8 тыс т […]
07.03.2002
5 марта в Калининграде в рамках встречи Глав Правительств Российской Федерации, Республики Польши и […]
Контейнерные перевозки
Показать всё
02.04.2025
ВМТП «Умный и безопасный порт»
02.04.2025
ЦБ обрушил импорт китайских автомобилей
Госрегулирование
Показать всё
04.04.2025
Назначен начальник Астраханской таможни
03.04.2025
Назначен ВрИО руководителя Ространснадзора
26.03.2025
Ространснадзор проведет внеплановые проверки
Вакансии
Показать всё
16.01.2020
Вакансии в «Оверсиз» в Петербурге
11.10.2018
Требуется генеральный директор