Решение России о вступлении во Всемирную торговую организацию потребовало ускорить процесс либеральных реформ в нашей стране, и одним из важнейших направлений является правовое обеспечение таможенного дела. Открывшиеся 11 марта с.г. слушания в Государственной Думе Всемирная торговая организация и таможенное регулирование показали широкую заинтересованность политической элиты и деловых кругов в модернизации таможенной сферы. Они также продемонстрировали озабоченность возможными последствиями реформирования таможенного дела. Учитывая место таможни во всей политико-экономической и финансовой системе России, заинтересованные стороны подчеркивают необходимость принять стандарты ВТО, не нанося ущерб интересам нашего общества и государства. В России хотят серьезных перемен в таможенной сфере, где регулируются 50% оборота российского рынка, приходящиеся на внешнеэкономические отношения. Примечательно, что требования модернизации звучат как со стороны парламента и предпринимательских кругов, так и из правительства, несмотря на то, что вкладом таможни в доходную часть государственного бюджета превышает 30% от всех поступлений, и он постоянно растет. За последние годы таможня бьет все рекорды по сбору таможенных платежей, решительно усиливает контроль за рынком, энергично борется с криминалом и, казалось бы, теперь как никогда соответствует своему общественному назначению. Однако деловое сообщество таможней недовольно и хочет перемен, которые должны способствовать прежде всего развитию рынка, а дальнейшему увеличению поступлений в госбюджет — во вторую или в третью очередь. Иными словами, общественное мнение не желает удовлетвориться тем, что таможня все лучше служит интересам государственного бюджета и ради этого может идти на причинение ущерба законным интересам участников рынка. С точки зрения международных стандартов, российская таможня сегодня — это отсталая система, комплекс в принципе устаревших процедур и все еще слабого технического оснащения и информационного обеспечения всех видов таможенной деятельности. Такие оценки прозвучали на состоявшейся в марте с.г. под эгидой Американской Торговой Палаты в России ежегодной конференции «Россия на подъеме». Сходное видение таможенных проблем, как показали слушания в Госдуме, существует и в различных кругах российского делового сообщества. Сближение подходов к таможенной теме со стороны зарубежных и российских деловых кругов закономерно. Основные причины — это объективно возрастающая интернационализация российского хозяйства, высочайшая степень его вовлеченности в мировой рынок, слабость внутреннего сектора. Возможность сделать решительный шаг по пути преодоления таможенных проблем для многих связана с принятием нового Таможенного Кодекса. В ходе дискуссии вокруг проекта Таможенного Кодекса на первый план выдвигается тезис о том, что таможня должна прежде всего обслуживать внешнеэкономическую деятельность, добиваться качественного ускорения и упрощения таможенных процедур, обеспечивать дальнейшее улучшение таможенно-тарифного регулирования. При этом признается необходимость эффективного таможенного контроля, обеспечивающего всем участникам рынка равные условия для конкуренции. Правительство не должно беспредельно эксплуатировать таможню в качестве главного фискального инструмента, а таможня в свою очередь должна научиться выполнять свои трудные обязанности, не перекрывая движения и не нанося ущерб законным интересам добросовестных участников рынка. Свои подходы к ведению дел ГТК отстаивает с позиций некоторых существенных достижений последнего периода. Так, еще два года тому назад приходилось констатировать, что у ГТК не было тарифной политики. Об этом говорили и руководители ГТК, ставя вопрос о снижении таможенных тарифов с тем, чтобы вывести из тени большую часть рынка, повысить собираемость таможенных платежей. Происходящая в последнее время оптимизация таможенного тарифа стала эффективным средством увеличения абсолютной суммы поступлений в государственную казну. Однако в вопросах организации таможенного контроля ГТК продолжает осуществлять жесткий, более того — ужесточающийся подход, ссылаясь на высокую степень криминализации российского рынка, недостоверное декларирование, фирмы-однодневки и т.п. В таможне признают необходимость реформ, соответствующих общей линии государства на либерализацию рынка. Однако на практические либеральные решения идут очень осторожно и непоследовательно. В результате воспользоваться таможенным либерализмом могут лишь избранные участники белых списков, а таможня становится объектом антимонопольной политики, критики и судебных исков. Анализ состояния дел показывает, что главной задачей российской таможни остается фискальная. Отсюда и неоднозначный подход ГТК к вопросам таможенного регулирования. 4 января этого года подписан приказ 1 Об утверждении Положения о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию РФ. Повышенный интерес к приказу 1 объясняется тем, что режим транзита является одним из наиболее востребованных таможенных режимов. Организация таможенного транзита в России не раз вызывала критику со стороны международных компаний и деловых ассоциаций, и это усиливает интерес к тому, как таможня решает проблему транзита на нынешнем этапе. Анализ данного приказа позволяет отметить некоторые общие особенности нынешнего подхода ГТК к дальнейшему развитию своей правовой базы накануне вступления России в ВТО. ГТК проделал большую работу по подготовке данного документа. В приказе впервые суммирован весь ранее накопленный опыт по применению таможенного режима транзита. Целая глава действующего Таможенного кодекса, посвященная таможенному режиму транзита, наконец получила развитие в положениях рассматриваемого приказа. В результате сделан шаг по пути упрощения нашего таможенного регулирования, что соответствует положениям Киотской Конвенции, Руководящим рекомендациям ООН по упрощению процедур и принципам ВТО. Приказ обладает чертами универсальности, поскольку призван регулировать движение товаров, перемещаемых в режиме таможенного транзита различными видами транспорта: автомобильным, водным и воздушным. Однако за пределами приказа остались вопросы регулирования перевозок в режиме таможенного транзита, выполняемых железнодорожным транспортом. Это вызывает вопрос о нормотворческих планах ГТК, поскольку большая часть транзитных грузов приходится именно на железнодорожные перевозки. значительное внимание уделено регламентации действий, направленных на сокращение времени таможенного оформления. В ряде случаев авторы Приказа рекомендуют, а иногда — обязывают участников ВЭД заблаговременно проводить мероприятия по подготовке операций, предусмотренных режимом таможенного транзита. Приказ в этой части носит разрешительный характер. Это касается, например, необходимости заблаговременного получения разрешений на совершение в ходе транзита грузовых операций в промежуточных таможенных органах.(договор с СВХ). наряду с прогрессивными чертами документа, приходится также отметить недостаточную сбалансированность зафиксированных в приказе прав и обязанностей, характерную для современного подхода ГТК к регулированию правоотношений в таможенной сфере. За счет детальной регламентации процесса применения режима ГТК попытался обеспечить предсказуемость действий как сотрудников таможенных органов, так и участников ВЭД. Достижение этой цели отвечало бы интересам как одной, так и другой стороны. Однако в приказе имеется ряд положений, оставляющих возможность для непрогнозируемых действий со стороны таможенных органов в отношении участников ВЭД. Немало в тексте отсылок к другим документам, что в ряде случаев лишает приказ прямого действия. Некоторые положения несут потенциальную возможность и дополнительных расходов, связанных с тем или иным непредсказуемым решением должностных лиц таможенных органов в процессе транзита. Это относится прежде всего к услугам таможенного сопровождения, применение которых предусматривается приказом, на наш взгляд, неоправданно широко. Анализ этого и других документов свидетельствует, что в области совершенствования своих процедур таможня предпринимает некоторые шаги навстречу нуждам рынка и требованиям ВТО. Однако преобладающей тенденцией в таможенном регулировании пока остается линия на усиление контроля. При этом все связанные с таким контролем издержки возлагаются на участников ВЭД, а таможня практически не несет ответственности за принимаемые решения. Говоря словами представителей ГТК, происходит расширение доверительных отношений таможни с участниками ВЭД. Что касается становления партнерских отношений, то об этом речь, по-видимому, пока еще впереди. С нашей точки зрения, необходимо продолжать диалог, который таможня готова поддерживать с участниками рынка. На данном этапе это тот процесс, в рамках которого возможны оптимальные решений, в том числе — принципиального характера, позволяющие проводить в жизнь линию на реформу, необходимую как таможне, так и нынешнему российскому рынку, идущему в ВТО.
25.03.2002
Российская таможня: малые шаги в сторону Всемирной Торговой Организации
Новости по теме
07.03.2002
По информации руководства Николаевской облгосадминистрации, получено согласие Президента и премьер-министра Украины на предложение изменить […]
24.07.2002
В начале июня ОАО «Роснефть-Севернефтесервис» приступило к проведению дноуглубительных работ на подходах к Архангельской […]
16.04.2002
В Находке состоялось собрание регионального филиала Союза российских судовладельцев, сообщили в пресс-службе администрации города. […]
21.06.2002
Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев обсудил в Пекине с заместителем Премьера Госсовета Китая по […]
22.01.2002
Россия, Индия и Иран парафировали во вторник соглашение об уставе, регулирующем деятельность создаваемого транспортного […]
19.06.2002
Техническое состояние Николаевского порта требует срочной модернизации и восстановления мощностей, которым причинен ущерб многолетней […]
Контейнерные перевозки
Показать всё
30.04.2025
В Китай по МТК «Север – Юг» через Иран
Госрегулирование
Показать всё
22.04.2025
Назначение в ФТС
11.04.2025
Новая зона контроля выбросов
11.04.2025
Назначение в ФТС: начальник ГУТКПВТ
04.04.2025
Назначен начальник Астраханской таможни
Вакансии
Показать всё
16.01.2020
Вакансии в «Оверсиз» в Петербурге
11.10.2018
Требуется генеральный директор