Доля морских портов Северо-Запада РФ за 9 месяцев 2000 года, по сравнению с аналогичным периодом 1999-го, заметно возросла. Это подтверждается не только данными по общему грузообороту российских терминалов, но и данными по отгрузке экспортных товаров по железной дороге. Через Северо-Запад РФ теперь отправляется до 34% отечественного экспорта. Пропорционально сократилась доля портов Дальнего Востока и Азово-Черноморского бассейна. За 9 месяцев 2000-го через порты Северо-Запада РФ по железной дороге перевезено 19,7 млн тонн экспортных грузов (+21,4% к 1999-му). Увеличились перевозки угля (+41,9%), нефти (+61,1%), удобрений (+35,4%), леса (+35,8%), руды (+5,3%). При этом уменьшилась отправка черных и цветных металлов (-8,4% и -9,2%), кокса (-0,7%). Хорошие темпы демонстрирует ОАО ‘Морпорт СПб» — сюда по железной дороге доставлено 8,9 млн тонн экспортных грузов (+15%). Основной прирост — за счет угля (+29,1), нефти (+38%), удобрений (+15,2%), леса (+67,1%), руды (+22,7%). Однако именно на его долю приходятся основные потери по экспортным металлам. В Мурманск по стальным магистралям перевезено 6 млн тонн (+30,8%). Здесь прирост достигнут за счет угля (+24,7%), удобрений (+46,7%), а также за счет того, что сюда переключили часть грузопотоков цветных металлов (+14,4%). Однако здесь потеряли часть объемов руды (-36%) и черных металлов (-2,4%). Благоприятная динамика на Калининградском направлении: к морским причалам по рельсам доставлено 1,5 млн тонн экспортных грузов (+19%). Это единственный российский порт, который не потерял в перевалке кокса (+1%) и оттянул на себя черные металлы (рост в 3,5 раза). Здесь увеличилась переработка нефти. Сюда охотно везли экспортный лес (+64,3%). Сохранилась стабильность по отправкам за рубеж минеральных удобрений (+1,3%). Ожил Выборг, куда по стальным магистралям перевезено 433,2 тыс. тонн экспортных грузов (+70,8%). Рост достигнут за счет каменного угля (в 2 раза), удобрений (в 6 раз). Эти грузы перекрыли падение отправки за рубеж кокса (-15,5%) и леса (-59,2%). Еще выше динамика у Высоцка: 1,9 млн тонн экспорта (+81,3%), и прежде всего — каменного угля (+92,9%), руды (+51,9%). Но порт опять-таки потерял по лесу (-59,2%). Из статистики железнодорожных перевозок видно, что между отечественными терминалами обозначилась конкуренция: Петербург для экспортеров оказался привлекательнее, скажем, по лесу, а Калининград — по металлам. На всех морских терминалах Балтики сказывается улучшение конъюнктуры на мировых рынках по углю, что указывает на неплохие перспективы для будущего угольного терминала в Усть-Луге. Впервые с начала 90-х в I половине 2000 года, по данным замминистра транспорта РФ Бориса Новосельцева, выросли объемы транзитных контейнерных перевозок через территорию России (+4%), в первую очередь — через Петербург. И все же очень динамично растут грузопотоки российского экспорта через страны Балтии (уголь, нефтепродукты, металлы, зерно, бумага, машины и оборудование). Правда, там терминалы несут некоторые потери по лесу, коксу, метизам, руде, минудобрениям и некоторым генгрузам, но это не мешает суммарному росту их оборота. В частности, перевалка в Клайпедском морском порту за 9 месяцев 2000 года увеличилась до 15,3 млн тонн (+38%). Вентспилский свободный порт за 9 месяцев 2000-го переработал 26,6 млн тонн грузов, что, правда, по словам замуправляющего ‘ВСП» Гунтиса Тирманиса, меньше, чем планировалось. Еще больше нарастают экспортные отправки российских товаров через Таллин и Ригу. Заметно переключение части грузопотоков на страны Балтии по отправке за рубеж российского угля, машин, станков и металлов. В свою очередь российские терминалы оттягивают на себя цемент, целлюлозу, автомобили, зерно, волокнистые грузы, растительное масло, руду и химудобрения. Таким образом, происходит заметное перераспределение грузопотоков, что свидетельствует, с одной стороны, об обострении конкуренции (темпы прироста отправки российского экспорта через отечественные терминалы значительно ниже, чем прирост по портам стран Балтии), а с другой — о наметившемся разделении труда. Неприятнее же всего как для прибалтов, так и для отечественных терминалов на Балтике значительные подвижки на украинском направлении, куда уходит часть российского экспорта, традиционно переваливавшаяся на Северо-Западе. Доля перевозок экспортных грузов по железным дорогам через морские порты регионов РФ (%) Порты 9 мес. 9 мес. 2000 г. 1999 г. Дальнего Востока 3637 Северо-Запада РФ3 432 Азово-Черноморского 2930 бассейна Каспия 11
06.11.2000
Порты Северо-Запада России набирают вес
Новости по теме
15.12.2000
14 декабря состоялась официальная презентация совместного интернет-портала www.PortofRotterdam.com порта Роттердам и предприятий, чья деятельность […]
06.10.2000
ОАО «Северсталь» до конца 2000 года начнет в Петербурге строительство завода по выпуску труб […]
04.11.2000
Министерство путей сообщения РФ планирует с 1 декабря повысить тарифы на пассажирские перевозки, а […]
25.12.2000
Правительство Румынии приняло очередной Указ, которым предусматривается создание благоприятных условий для проведения экспортно-импортных операций […]
30.08.2000
Скоро Минэнерго лишится одного из главных своих полномочий — распределять квоты на экспорт нефти. […]
20.12.2000
Строительство железнодорожного тоннеля с материка на остров Сахалин начнется в конце 2001 года, заявил […]
Контейнерные перевозки
Показать всё
02.04.2025
ВМТП «Умный и безопасный порт»
02.04.2025
ЦБ обрушил импорт китайских автомобилей
Госрегулирование
Показать всё
04.04.2025
Назначен начальник Астраханской таможни
03.04.2025
Назначен ВрИО руководителя Ространснадзора
26.03.2025
Ространснадзор проведет внеплановые проверки
Вакансии
Показать всё
16.01.2020
Вакансии в «Оверсиз» в Петербурге
11.10.2018
Требуется генеральный директор