Порты Северо-Запада России набирают вес

Порты Северо-Запада России набирают вес

  • Доля морских портов Северо-Запада РФ за 9 месяцев 2000 года, по сравнению с аналогичным периодом 1999-го, заметно возросла. Это подтверждается не только данными по общему грузообороту российских терминалов, но и данными по отгрузке экспортных товаров по железной дороге. Через Северо-Запад РФ теперь отправляется до 34% отечественного экспорта. Пропорционально сократилась доля портов Дальнего Востока и Азово-Черноморского бассейна. За 9 месяцев 2000-го через порты Северо-Запада РФ по железной дороге перевезено 19,7 млн тонн экспортных грузов (+21,4% к 1999-му). Увеличились перевозки угля (+41,9%), нефти (+61,1%), удобрений (+35,4%), леса (+35,8%), руды (+5,3%). При этом уменьшилась отправка черных и цветных металлов (-8,4% и -9,2%), кокса (-0,7%). Хорошие темпы демонстрирует ОАО ‘Морпорт СПб» — сюда по железной дороге доставлено 8,9 млн тонн экспортных грузов (+15%). Основной прирост — за счет угля (+29,1), нефти (+38%), удобрений (+15,2%), леса (+67,1%), руды (+22,7%). Однако именно на его долю приходятся основные потери по экспортным металлам. В Мурманск по стальным магистралям перевезено 6 млн тонн (+30,8%). Здесь прирост достигнут за счет угля (+24,7%), удобрений (+46,7%), а также за счет того, что сюда переключили часть грузопотоков цветных металлов (+14,4%). Однако здесь потеряли часть объемов руды (-36%) и черных металлов (-2,4%). Благоприятная динамика на Калининградском направлении: к морским причалам по рельсам доставлено 1,5 млн тонн экспортных грузов (+19%). Это единственный российский порт, который не потерял в перевалке кокса (+1%) и оттянул на себя черные металлы (рост в 3,5 раза). Здесь увеличилась переработка нефти. Сюда охотно везли экспортный лес (+64,3%). Сохранилась стабильность по отправкам за рубеж минеральных удобрений (+1,3%). Ожил Выборг, куда по стальным магистралям перевезено 433,2 тыс. тонн экспортных грузов (+70,8%). Рост достигнут за счет каменного угля (в 2 раза), удобрений (в 6 раз). Эти грузы перекрыли падение отправки за рубеж кокса (-15,5%) и леса (-59,2%). Еще выше динамика у Высоцка: 1,9 млн тонн экспорта (+81,3%), и прежде всего — каменного угля (+92,9%), руды (+51,9%). Но порт опять-таки потерял по лесу (-59,2%). Из статистики железнодорожных перевозок видно, что между отечественными терминалами обозначилась конкуренция: Петербург для экспортеров оказался привлекательнее, скажем, по лесу, а Калининград — по металлам. На всех морских терминалах Балтики сказывается улучшение конъюнктуры на мировых рынках по углю, что указывает на неплохие перспективы для будущего угольного терминала в Усть-Луге. Впервые с начала 90-х в I половине 2000 года, по данным замминистра транспорта РФ Бориса Новосельцева, выросли объемы транзитных контейнерных перевозок через территорию России (+4%), в первую очередь — через Петербург. И все же очень динамично растут грузопотоки российского экспорта через страны Балтии (уголь, нефтепродукты, металлы, зерно, бумага, машины и оборудование). Правда, там терминалы несут некоторые потери по лесу, коксу, метизам, руде, минудобрениям и некоторым генгрузам, но это не мешает суммарному росту их оборота. В частности, перевалка в Клайпедском морском порту за 9 месяцев 2000 года увеличилась до 15,3 млн тонн (+38%). Вентспилский свободный порт за 9 месяцев 2000-го переработал 26,6 млн тонн грузов, что, правда, по словам замуправляющего ‘ВСП» Гунтиса Тирманиса, меньше, чем планировалось. Еще больше нарастают экспортные отправки российских товаров через Таллин и Ригу. Заметно переключение части грузопотоков на страны Балтии по отправке за рубеж российского угля, машин, станков и металлов. В свою очередь российские терминалы оттягивают на себя цемент, целлюлозу, автомобили, зерно, волокнистые грузы, растительное масло, руду и химудобрения. Таким образом, происходит заметное перераспределение грузопотоков, что свидетельствует, с одной стороны, об обострении конкуренции (темпы прироста отправки российского экспорта через отечественные терминалы значительно ниже, чем прирост по портам стран Балтии), а с другой — о наметившемся разделении труда. Неприятнее же всего как для прибалтов, так и для отечественных терминалов на Балтике значительные подвижки на украинском направлении, куда уходит часть российского экспорта, традиционно переваливавшаяся на Северо-Западе. Доля перевозок экспортных грузов по железным дорогам через морские порты регионов РФ (%) Порты 9 мес. 9 мес. 2000 г. 1999 г. Дальнего Востока 3637 Северо-Запада РФ3 432 Азово-Черноморского 2930 бассейна Каспия 11


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    15.12.2000
    14 декабря состоялась официальная презентация совместного интернет-портала www.PortofRotterdam.com порта Роттердам и предприятий, чья деятельность […]
    06.10.2000
    ОАО «Северсталь» до конца 2000 года начнет в Петербурге строительство завода по выпуску труб […]
    04.11.2000
    Министерство путей сообщения РФ планирует с 1 декабря повысить тарифы на пассажирские перевозки, а […]
    25.12.2000
    Правительство Румынии приняло очередной Указ, которым предусматривается создание благоприятных условий для проведения экспортно-импортных операций […]
    30.08.2000
    Скоро Минэнерго лишится одного из главных своих полномочий — распределять квоты на экспорт нефти. […]
    20.12.2000
    Строительство железнодорожного тоннеля с материка на остров Сахалин начнется в конце 2001 года, заявил […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.