Global Ports объявили о покупке группы НКК (NCC Group Limited). Продавцами выступают Ilibrinio Establishment Limited и Polozio Enterprises Limited. В периметр сделки входят 100% ПКТ, 80% УЛКТ и 100% в Логистике-Терминал. Совокупная пропускная способность приобретаемых активов составляет около 1,69 млн TEU на морском фронте и 200 тыс. TEU тыловых мощностей. Цена сделки – 291 млн долларов плюс акции нового выпуска, которые составят около 18% увеличенного акционерного капитала Global Ports. Ожидается, что решение об увеличении акционерного капитала Совет директоров Global Ports должен принять 27 сентября. Сделка будет осуществляться за счет банковского финансирования.
Все возвращается на круги своя – но на новом уровне. В 2002 году Северстальтранс, позднее преобразованный в Н-Транс, на базе которого позднее был создан Global Ports, учредил НКК на паритетных основаниях с First Quantum. В 2006 году акционеры разделили активы – ПКТ, НУТЭП, Укртрансконтейнер, проекты УЛКТ и терминала в Шушарах, а также бренд НКК остались за First Quantum, дальневосточные активы перешли к Северстальтрансу. В следующем году акционеры НКК вступили в партнерство с FESCO, которое продлилось до 2010 года. За доли в ПКТ, УЛКТ, Логистике-Терминал и НУТЭП группа FESCO получила тогда 900 млн долларов. И вот снова – контейнерный холдинг всея Руси, правда, без южного компонента. По данным отчета SeaNews «Российский контейнерный рынок. Итоги 2012», суммарная доля НКК и Global Ports / APMT составляет более половины рынка.
На вопрос SeaNews, чем обусловлено решение о дальнейшем расширении на российском рынке, CEO APM Terminals Ким Фейфер ответил так: «We became one of the two co-controlling shareholders in Global Ports a year ago as we believed Global Ports was best placed to capitalise on the opportunities we saw in the Russian market. If you look at the fundamentals, this is one of the regions in the world that offers the biggest growth perspectives for the future. Eastern Europe has significant natural resources and a growing middle class. There is also a rising conversion from the general transport of cargoes to transport in containers. This containerisation is still at a low level in Russia – it is less than half that of Turkey and a quarter of the level of the EU. So there is room for it to increase. In the first seven months of this year, the Russian container market grew 7% which is one of the fastest globally. We therefore remain confident about the structural drivers for growth in the Russian container market as we believe the containerisation of Russian supply chains is a long-term trend».
По мнению председателя Совета директоров Global Ports Никиты Мишина, «Приобретение ближайшего конкурента и объединение двух компаний подтверждает лидерство Global Ports на рынке и создает группу, занимающую уникальное положение на быстрорастущем российском контейнерном рынке».
Продающий акционер НКК Андрей Кобзарь прокомментировал сделку так: «Мы уже более 15 лет на динамично развивающемся контейнерном рынке России и рады, что остаемся в контейнерном бизнесе в новом качестве – в качестве долгосрочных акционеров Global Ports. У российского контейнерного рынка – большое будущее, и мы уверены, что дальнейший рост контейнеризации в России и значительная синергия объединения создадут новые условия для роста бизнеса Global Ports, именно поэтому мы предпочитаем получить более 50% цены НКК акциями Global Ports – компании, которая способна эффективно конвертировать все существующие на рынки возможности в доходы акционеров».
В рамках сделки Global Ports получает опцион на приобретение 50% в Контейнерном терминале Ильичевск по цене 60 млн долларов, срок опциона – три года с момента завершения сделки.
Предполагается, что продавцы НКК получат два места в Совете директоров Global Ports без специальных прав вето, при продаже акций их представители из Совета директоров выходят. При этом на весь период вхождения представителей новых акционеров в Совет директоров Global Ports для них будет действовать запрет на ведение конкурирующей деятельности, плюс два года после продажи акций – ограничения на ведение конкурирующей деятельности. С момента завершения сделки до 6 месяцев будет действовать запрет на продажу полученных продавцами акций Global Ports, затем еще 18 месяцев – запрет на продажу в отношении акций, составляющих около 10% в увеличенном акционерном капитале Global Ports. В случае отчуждения продавцами этих акций, преимущественное право на их выкуп принадлежит компаниям TIHL/APM Terminals.
Сделка получила одобрение Совета директоров Global Ports и подлежит одобрению регулирующих органов. Завершение сделки ожидается до конца этого года.