APM Terminals и Global Ports провели conference call по вхождению терминального подразделения A.P.Moller—Maersk в акционерный капитал российского портового холдинга. Топ-менеджеры говорили о перспективах российского рынка, «стратегическом партнерстве двух лидеров, глобального и регионального», органическом росте, вере в российский рынок и win—win situation равно для акционеров и клиентов. Инвесторы спрашивали об обязательствах по отношению к Maersk и взаимоотношениях с другими акционерами Global Ports, о долгах компании, о движении акций – о возможности дальнейшей продажи акций, допэмиссии и buyback, о соотношении голосующих и неголосующих акций и о том, почему сделка была заключена без премии за strategic ownership.
Без премии – потому что, как объяснил председатель Совета директоров Global Ports Никита Мишин, применительно к публичной компании «сложно сказать, что считать премией, что – дисконтом. Мы не продавали акции, мы покупали партнерство с глобальным лидером». Переговорный процесс, рассказали SeaNews в Global Ports, длился относительно недолго для такого рода сделки, поскольку речь шла о публичном активе.
Сумму покупки участники conference call не называли, но дали ключ к пониманию порядка цифр. С учетом чистого долга, который составляет 66 млн долл., и общей оценки совокупного акционерного капитала Global Ports примерно в 2,3 млрд долл., можно предположить, что доля 37,5% в портовом холдинге стоит порядка 820-840 млн. Напомним, FESCO при разделе с НКК получили 900 млн долл. за 50% в ПКТ и «Логистике Терминал», 40% в УЛКТ и 25% в НУТЭПе. Корректное сравнение проводить сложно, поскольку помимо контейнерных активов сделка по Global Ports включает нефтеналивной терминал, да и просто это разные сделки.
Ответ вице-президента по стратегии и развитию бизнеса APMT Франсуа-Ксавье Деланкло на вопрос, как будет финансироваться сделка, звучал буквально: «There is no specific financing attached to it». Когда банкиры переспросили, последовало уточнение: «It is a cash transaction». На вопрос, что служило benchmark’ом при оценке актива, Ф.-К. Деланкло сказал: «When it comes to valuing such an investment and finalizing the price, we don’t look for comparison, we look at the future potential and assess how we can capture it, and make sure that we don’t pay twice – the value that we pay today for the entrance and also for the value we will capture in the future».
Отвечая на вопрос, как APM Terminals решились инвестировать в компанию, которая торгуется в Лондоне, однако регулируется российскими регуляторами, Ф.-К. Деланкло напомнил, что APMT уже успешно работает в ряде стран с высокими рисками. Российский же рынок привлекателен своим потенциалом. Как отметил CCO Global Ports Рой Камминз, дело в низкой базе: текущий уровень контейнеризации в России составляет порядка 37 TEU на тысячу населения, это в четыре раза ниже, чем в США и в пять раз ниже, чем в Евросоюзе. Ф.-К. Деланкло в свою очередь привел данные, по которым только 4% российских грузов в международной торговле идут в контейнерах (по объему, не по стоимости, уточнил он).
Представители Global Ports несколько раз заверили инвесторов, что после истечения срока локаута намерений продавать акции друг другу или на рынке у сторон нет – задача заключается в том, чтобы сформировать долгосрочное равноправное партнерство и сохранить публичный статус компании и долю акций в свободном обращении. Допэмиссии для финансирования программы капитальных инвестиций, по словам Н.Мишина, не планируется – финансовое состояние компании позволяет реализовать ее за счет собственных и заемных средств. Как напомнил CFO Global Ports Олег Новиков, сейчас в процессе реализации находится инвестпрограмма на 2011-2012 года, программа капвложений на 2013 год должна быть разработана до конца года.
Никаких обязательств по объемам или тарифам на терминалах Global Ports для Maersk Line сделка не влечет. Точно так же она не меняет отношения Global Ports с другими партнерами по терминальному бизнесу – DP World в Восточном, Containerships в Моби Дике и финских терминалах и Vopak в нефтеналивном терминале в Эстонии. APMT, проводя due diligence, получил информацию об обязательствах Global Ports по отношению к другим партнерам, и эти обязательства остались без изменений.