25 января в Мурманске на первом серийном универсальном атомном ледоколе «Сибирь» ФГУП «Атомфлот» состоялась торжественная церемония подъема государственного флага.
В ней приняли участие губернатор Мурманской области Андрей Чибис, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов и другие.
«Без современного атомного ледокольного флота невозможно представить динамичное развитие Арктики, – сказал В.Рукша. – Только новые ледоколы и суда способны сделать Севморпуть реальной дорогой для наших мегапроектов в Арктической зоне. Уверен, что в ближайшие десятилетия Севморпуть станет русским путем в Индию».
«Сейчас в восточном районе Севморпути работает головной универсальный атомный ледокол «Арктика», – отметил М.Кашка. – Обычно навигация в этом секторе прекращалась в ноябре. Но ввод в эксплуатацию ледоколов проекта 22220 открывает новые перспективы развития Севморпути. За этими атомоходами – будущее Росатомфлота».
А.Кадилов отметил, что судами проекта 22220 открыта новая страница отечественного атомного гражданского судостроения. «Судостроители Балтийского завода уверены, что эти ледоколы покажут себя как надёжная и эффективная техника, способная достойно нести службу в самых экстремальных условиях севера. И пусть линейка атомных ледоколов проекта 22220 не ограничится пятью заказами. Эти суда нужны стране, а мы готовы их ей дать», – сказал он.
Напомним, закладка первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь» проекта 22220 на «Балтийском заводе» состоялась 26 мая 2015 года, спуск на воду – 22 сентября 2017 года. 24 декабря 2021 года в Петербурге на борту судна был подписан акт о передаче ледокола Атомфлоту. 13 января 2022 года ледокол вышел от достроечной набережной «Балтийского завода» в порт приписки Мурманск и 22 января прибыл к причалу ФГУП «Атомфлот».
Первый серийный универсальный атомный ледокол проекта 22220 назван в честь выведенного из эксплуатации атомохода «Сибирь», построенного в советское время. В 1978 году атомный ледокол «Сибирь» впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск – Дудинка. Тогда совместно с ледоколом «Капитан Сорокин» атомоход провел в Дудинку дизель-электроходы «Павел Пономарев» и «Наварин». В 1987 году атомный ледокол «Сибирь» обеспечил эвакуацию и высадку ледовых дрейфующих станций («Северный полюс-27», «Северный полюс-29») с заходом на Северный полюс в мае. В то время из-за сложных ледовых условий зимой на «вершину планеты» не заходило еще ни одно надводное судно. В 1992 году атомный ледокол «Сибирь» был выведен из эксплуатации.
Основные технические характеристики универсального атомного ледокола «Сибирь»:
- длина – 173,3 м;
- ширина – 34 м;
- высота борта – 15,2 м;
- мощность – 60 МВт (на валах);
- скорость хода – 22 узла (по чистой воде);
- осадка – 10,5 м/9,03 м;
- максимальная ледопроходимость – 2,9 м;
- водоизмещение – 33,5 тыс. тонн;
- расчетный срок службы – 40 лет;
- численность экипажа – 54 человек.
Фото: Росатом