1. “Транзитные волны”: падение морского, рост железнодорожного По информации Министерства транспорта Украины, объем переработки грузов морскими портами за период 1996-2000г. увеличился на 64.7% (+33.04 млн. тонн), в т.ч. транзитных – на 29.6% (+9.1 млн. тонн). Однако в I квартале т.г. падение объемов переработки транзита морскими портами составило 4.9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне фактически неизменного общего объема грузоперевалки (20.5 млн. тонн). Опережающими темпами падала переработка транзитных сухих грузов (за 4 месяца – на 796 тыс. тонн или на 16.3%). Произошло снижение транзита металла, угля, серы (Мариуполь, Измаил, Бердянск); минудобрений (Ильичевск, Херсон, Керчь); руды, нефтепродуктов (Измаил, Рени); окатышей, ферросплавов, металлопродукции (Керчь). Основными внешними причинами явилась переориентация внешнеторговых российских грузов на собственные порты (Мариуполь – металл, уголь, сера; Ильичевск, Херсон – минудобрения), а также отсутствие сквозного судоходства по Дунаю (Рени, Измаил – нефтепродукты) и завышение Молдовой железнодорожных тарифов (Рени – бумага). В числе внутренних причин – отмена “Укрзализныцей” льгот на использование вагонов для хранения грузов (Мариуполь), а также введение ею запрещающих конвенций на грузоперевозки без согласования с портами (Херсон) и завышение тарифов (Рени, Измаил). При этом сохранялась устойчивая тенденция роста доли транзитного железнодорожного грузопотока на морские порты: в 1998г. – 48.1%, в 1999г. – 56.4%, в 2000г. – 58.8%, за 6 месяцев 2001г. – 57.2%. По итогам 9 месяцев т.г. рост транзитного грузооборота на железнодорожном транспорте составил 7.7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, в момент падения транзитных грузопотоков в портах произошла их “подпитка” за счет железнодорожного транзита. 2. “Укрзализныця” как локомотив вывода из кризиса Взамен транзитной нефти Тенгизского месторождения, потери которой ввиду ее переориентации на Новороссийск оцениваются для Украины в 6-7 млн. тонн в год, “Укрзализныця” привлекает казахстанскую нефть других месторождений, которая по своим свойствам не может транспортироваться трубопроводным транспортом; с мая 2001г. железнодорожный тариф на перевозку нефти в Одесский порт снижен на 0.85 доллара за тонну. Планируется железнодорожный транзит казахстанской серы в Африку первоначальным объемом в 600 тыс. тонн через Украину с перевалкой в Ильичевске. На международном уровне принято решение о формировании конкурентных тарифов на перевозку казахстанского зерна в Одессу и Ильичевск, узбекского хлопка – в Ильичевск, труб большого диаметра – через Мариуполь в Казахстан, минерально-строительных материалов – из Украины в Москву и Московскую область; готовятся решения по ряду других грузов. По состоянию на 1 июля 2001г. достигнута договоренность между “Укрзализныцей” и Мариупольским, Бердянским, Октябрьским, Николаевским, Феодосийским, Херсонским, Белгород-Днестровским, Ренийским, Измаильским, Керченским портами о применении сквозных тарифов на перевозку и переработку ряда транзитных грузов; согласованы тарифы на перевозку проката черных металлов с портами Одесса и Южный. 3. Положительные тенденции К середине года транзит через порты стал стабилизироваться. Во II квартале падение объемов транзита составило только 5.5% по сравнению c I кварталом, причем по большинству грузов была достигнута положительная динамика: +15% по нефтепродуктам, +24% по наливным грузам, +5.7% по насыпным; +53% по углю и коксу. Сокращение коснулось сырой нефти (-0.4%), руды (-4.6%), хлебных грузов (-47%). К концу т.г. года преодолена негативная тенденция падения объемов транзита через порты, что произошло на фоне стабильного роста железнодорожного транзита (+19.6% за год). Объем переработки грузов в торговых и рыбных портах и на промышленных причалах (морских и речных) за 10 месяцев составлял 87.1 млн. т (+6.2%, в т.ч. экспорт +14.2%, импорт -1.0%, транзит +0.7%). За 11 месяцев аналогичные показатели составили: 96.9 млн. тонн (+6.7%, в т.ч. экспорт +15.7%, импорт +3.7%, транзит +0.7%). Объем транзита в общей структуре грузоперевалки портов основного морского региона – Одесского – к 9 месяцам достиг 44%. Объем транзитных грузоперевозок железнодорожным транспортом вырос опережающими темпами (+3.9% по итогам 11 месяцев). Владимир Каткевич // SeaNews
29.01.2002
Украинский транзит: преодолены негативные тенденции
Related content
No publications found
Container Shipping
Show All
04.04.2025
FESCO Ships First Dates from UAE to Russia
27.03.2025
Terminal Tractors for Vladivostok
Goverment Regulation
Show All
07.03.2025
Appointment with Federal Customs Service
28.02.2025
Russia Suspends Petrol Export
12.02.2025
Appointment with Federal Customs Service
12.02.2025
Metal Scrap Export Allowed via 9 Sea Ports
Vacancies
Show All
No publications found