Негабаритные грузы занимают отдельную нишу в сфере грузоперевозок ввиду целого ряда нюансов, ограничений и дополнительных условий, связанных с экспедированием грузов такого рода. О самых частых ошибках при перевозках негабарита и о том, какие моменты необходимо учитывать при их экспедировании, читателям SeaNews рассказала менеджер по продажам Группы транспортных компаний «Русмарин» Олеся Манукян (Сальникова).

Есть несколько категорий самых распространённых ошибок при перевозке негабарита, которые приводят к увеличению транзитного времени и становятся причиной возникновения дополнительных расходов как для отправителя, так и для получателя груза.
1) Когда отправитель предоставляет некорректные документы
Транспортировка негабарита возможна только при наличии специального разрешения. В документе указывается категория груза, маршрут следования и другая важная информация.
Подготовка и подача документов в соответствующие органы – один из важнейших этапов экспедирования, и во избежание отказа в предоставлении документов целесообразно собрать и предоставить полный перечень документов, включая чертежи груза, его технический паспорт, маршрут перевозки и информацию о водителе. В некоторых случаях требуется оформление специальных разрешений – международных при экспедировании между странами или межрегиональных при перевозке через несколько регионов.
Нередко сложности при перевозке негабаритных грузов возникают уже на этом этапе – например, если отправитель заявит в документах неверные габариты груза. В таком случае при проверке груза ГИБДД водителю будет отказано в дальнейшей транспортировке, а груз переместят на штрафстоянку до предоставления корректных данных и оплаты штрафа. Это чревато как возникновением дополнительных расходов для клиента (от 150 тыс. рублей для юридических лиц), так и увеличением транзитного времени в случае, если будут нарушены дедлайны, и негабарит не успеют погрузить на запланированное судно.
2) Когда отправитель не учитывает особенности перевозки негабарита
Несмотря на то, что перевозка негабаритных грузов пользуется популярностью у клиентов, не все из них по сей день обращают внимание на специфику экспедирования таких грузов. Например, многие ошибочно полагают, что негабаритная перевозка ничем не отличается от контейнерной, а ведь разница между ними существенная:
- Сроки сбора и предоставления документов для организации перевозки негабаритного груза обычно больше, чем при стандартном экспедировании ввиду большого количества требуемой документации. Кроме того, для экспедирования негабарита требуется сертификат крепления, а на его разработку и согласование необходимо дополнительное время.
- Ставки на хранение и демередж негабарита в порту значительно выше, чем у обычных сухих контейнеров. Платное хранение негабаритных грузов начинается с первого дня, что может привести к возникновению дополнительных расходов в случае, если отправитель решит доставить груз в порт заблаговременно.
- Особые условия по переносу букинга. В том случае, если по каким-либо причинам не удаётся уложиться в намеченные сроки и разместить груз на планируемом судне, необходимо оперативно перенести букинг на следующее судно в указанные линией сроки. Нарушение этих сроков ведёт к выставлению штрафа, так как считается отменой букинга. При этом нужно учитывать, что перенос букинга для отгрузки негабарита всегда занимает больше времени, чем в случае с обычным контейнером, ведь груз нестандартных размеров невозможно оперативно перенести на следующее судно, выходящее, допустим, через неделю. В лучшем случае выход будет перенесён практически на месяц, что также скажется на общих транзитных сроках, а также приведет к дополнительным расходам клиента на хранение и демередж.
- Необходимость дополнительной упаковки негабаритного груза. Ввиду нестандартных характеристик негабаритные грузы не представляется возможным загрузить в обычные контейнеры или укомплектовать близко друг к другу. Поэтому они больше подвержены механическому или погодному воздействию и требуют дополнительной защиты – плёнки, решёток, чехлов или тросов. Если отправитель решит пренебречь дополнительной упаковкой, то негабарит может пострадать в пути следования, при погрузке или выгрузке.
3) Когда не проводится фотофиксация в процессе перевозки
Так как экспедирование негабарита сопряжено с рядом трудностей и потенциальных рисков, я рекомендую всегда фиксировать состояние груза, его крепление, а также весь процесс затарки, растарки, погрузки и разгрузки. Конечно, дополнительная съёмка, не может уберечь негабарит от всех рисков, однако окажется полезным доказательством в том случае, если груз всё-таки пострадает в пути.
При организации перевозки негабаритов нередко на погрузку и выгрузку приглашают специалистов – сюрвейеров. Это инспектор или агент страховщика, который осматривает груз, фиксирует его состояние и наличие повреждений, целостность упаковки и другие важные аспекты перевозки. Документы и сведения, полученные от сюрвейера, экспедитор или клиент смогут использовать при обращении в страховую компанию, если по чужой вине возникнут дополнительные расходы.
4) Когда брокер заранее указывает наименование судна
Распространённая ошибка всех брокеров клиентов – при оформлении экспортной декларации сразу фиксировать наименование судна, на котором планируется отгрузка. Зачастую происходит так, что в процессе грузоперевозки судно меняется, что приводит к необходимости вносить корректировки в транспортные документы. Эта процедура может занимать двое суток, а потому в такой ситуации возникает риск не успеть вовремя подать документы в линию. Букинг в этом случае будет перенесён на следующее судно, а контейнеры останутся в порту, что приведёт как к увеличению транзитного времени, так и к возникновению дополнительных расходов.
Это лишь самые основные аспекты, на которые стоит обращать внимание при подготовке к отгрузке негабарита. Задача эта очень ответственная и непростая, поэтому доверять её следует только профессионалам, которые проследят за тем, чтобы доставка прошла по всем правилам международной перевозки негабаритных грузов, возьмут на себя подготовку всей необходимой сопроводительной документации, таможенное оформление и другие процессы.
Фото: ГТК «Русмарин»
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
3) Когда не проводится фотофиксация в процессе перевозки