В 2023 году чистый прирост мирового флота сухогрузов не превысит отметки в 3% и будет чуть выше, чем в 2022 году, но ниже, чем в 2021 и 2020 годах, тем самым благоприятная картина, наблюдавшаяся на рынке в течение последних нескольких лет, сохранится, пишет Hellenic Shipping со ссылкой на отчет судового брокера Intermodal.
По данным отчета, за 11 месяцев 2023 года в отрасли было введено в эксплуатацию 416 сухогрузов суммарным дедвейтом 30,72 млн тонн. До конца года ожидается сдача новых судов суммарным дедвейтом 2,59 млн тонн, в результате дедвейт сданных в этом году новостроев составит 33,31 млн тонн. С другой стороны, из эксплуатации было выведено из эксплуатации 86 сухогрузов суммарным дедвейтом 5,62 млн тонн.
В результате рост флота к прошлому году составил 3%. Для сравнения, в 2022 году дедвейт сухогрузного флота увеличился н 2,9%, в 2021 – на 3,5%, в 2020 – на 3,9%.
«Примечательно, что в 2022 году наблюдался самый низкий показатель ввода новостроев с 2018 года, и эта тенденция сохранилась и в текущем году. Однако объем утилизации в 2022 году был наименьшим с 2007 года – из эксплуатации было выведено всего 53 судна. В 2023 году темпы утилизации отстают от показателей 2020 года, когда на слом было отправлено 143 судна», – говорится в отчете Intermodal, на который ссылается Hellenic Shipping.
«Индивидуальный анализ каждого сегмента в сегменте балкерных перевозок выявляет отчетливые закономерности роста, – цитирует Hellenic руководителя исследовательского отдела Intermodal Янниса Парганаса. – Сектор Capesize в настоящее время демонстрирует самый скромный рост в годовом исчислении – 2,5%, при этом, по прогнозам, до конца года будет сдано только одно новое судно этого типоразмера».
В сегментах Supramax / Ultramax и Handysize в настоящее время темпы роста составляют 3,3%. До конца года ожидается сдача 14 балкеров Supramax / Ultramax и 19 судов Handysize. При этом выход на рынок этих судов, по прогнозам, не окажет существенного влияния на рост флота, даже если объемы утилизации будут нулевыми.
Сегмент Kamsarmax лидирует по темпам роста с показателем 3,6%, и в декабре ожидается сдача 14 новых судов, отметил эксперт Intermodal.
Я.Парганас также уточнил данные по утилизации, пишет Hellenic. Так, на суда типа Handymax приходится 35% от общего объема балкеров, отправляемых на слом. За ним следуют суда типа Panamax, на долю которых приходится 33%. Следующими идут балкеры Handysize, на долю которого приходится 18% всего объема утилизации. Далее следует сегмент Capesize с долей 12%. Наименьшими объемы утилизации были в сегменте Supramax, где было выведено из эксплуатации всего два судна.
В следующем году балкерный флот ожидает значительное увеличение – на 495 судов суммарным дедвейтом 34,8 млн тонн, прогнозирует эксперт Intermodal. Новострои включают суда различных типов: 38 Capesize’ов, 6 Post Panamax’ов, 124 Kamsarmax/Panamax’ов, 169 Ultramax/Supramax’ов и 158 балкеров Handysize, в том числе 18 судов дедвейтом менее 20 тыс. тонн.
В 2025 году ситуация для судовладельцев, по словам Я.Парганаса, будет более благоприятной. Ожидается, что в этом году на рынок выйдет 369 судов суммарным дедвейтом 27,62 млн тонн. Это наименьший показатель по количеству новостроев с 2008 года. Это подкрепляет прогнозы, согласно которым рост мирового балкерного флота в 2025 году составит около 1%. Это будет самый скромный прирост с начала тысячелетия.
При этом, по прогнозам, в 2025 году суда типа Capesize будут составлять лишь 9% от общего числа новостроев. На долю Kamsarmax’ов будет приходиться 28%, Handysize’ов – 30% и Handysize’ов – 31% новых провозных мощностей соответственно.
Графики: Intermodal
Фото: MainaClub