Продолжаем обсуждать нетипичный высокий сезон – 2023. Своими наблюдениями за рынком делится Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.
С началом высокого сезона на российском рынке контейнерных перевозок дефицита провозных мощностей на морских линиях или контейнеров не наблюдается. Это связано со значительным падением рынка за последние четыре месяца. В результате к июню ставки фрахта снизились на 61% по сравнению с уровнем июня 2022 года, причем по всем направлениям, но особенно пострадал экспорт из Азии.
В 2021 году среднемесячный объем рынка по трем регионам – Юг, Северо-Запад и Дальний Восток – составлял свыше 400 тыс. TEU. В 2022 году произошло снижение: во втором полугодии этот показатель составил 270 тыс. TEU. В текущем году грузопоток постепенно растет и находится на уровне 320 тыс. TEU в среднем в месяц.
Сейчас уже очевидно, что восстановление объемов во многих ключевых торговых отраслях будет отложено до 2024 года из-за тяжелой финансовой ситуации для бизнеса и потребителей.
Ожидается, что рост объемов перевозок по главным и региональным торговым путям будет в диапазоне от 0,5% до 1% в 2023 году и от 3,5% до 4,5% в 2024 году.
Мы предполагаем, что рынок контейнерных перевозок окончательно восстановится к 2025 году.
Российский рынок до сих пор испытывает определенный дисбаланс, связанный с продолжением падения грузопотока из Европы и нарастанием его на юго-восточном направлении.
Низкий спрос на потребительском рынке привел к сокращению объемов в последние четыре месяца и снижению ставок – даже большему, чем на мировых рынках. Российские импортеры сейчас наращивают закупки в Китае и частично в Индии, замещая товары европейских производителей. Поэтому увеличивается число загрузок из портов юга Китая и Индии.
Основным российским портом для этих грузов становится Санкт-Петербург. Использование дальневосточных портов пока не растёт из-за больших сроков доставки по единственной железнодорожной ветке на западном направлении.
Фото: SOTA Logistic, Shipspotting / Dennis Mortimer
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Еще на эту тему: