В рамках XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялся круглый стол «Энергетика и транспортная инфраструктура. Синергия и зависимость», на котором обсуждались перспективы развития железнодорожной инфраструктуры, в том числе Восточного полигона, а также портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке, сообщает пресс-служба Минтранса.
Как отметила генеральный директор ООО «Универсальная логистика» Ирина Ольховская, Россия занимает третье место на мировом рынке обеспечения углем. «Мы наблюдаем экономический сдвиг в пользу рынка Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас это 80% в международной угольной торговле, раньше цифра была гораздо меньше», – сказала она. Угольная генерация по-прежнему являетсяотметил конкурентоспособной и обеспечивает дешевую энергетику.
По словам заместителя министра энергетики Сергея Мочальникова, транспортные артерии – один из самых важных связующих звеньев всей экономики. А в развитии восточного направления одной из первых увидела перспективу именно угольная отрасль еще в 2012 году. Экспорт оказывает существенное влияние на внутренний рынок. «Наличие свободного экспорта позволяет обеспечивать внутренний рынок по оптимальным ценам, – уверен С.Мочальников. – И спрос на рынке существенно превышает наши возможности по вывозу».
«Потребление угля на мировых рынках стабильно растет, – отметил генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. – Евросоюз фактически убивает свою угольную генерацию. При этом страны АТР наращивают потребление. И доля России в мировом экспорте угля увеличивается и составляет 16%. Наша страна входит в тройку мировых лидеров по экспорту угля, уступая только Индонезии и Австралии».
Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Михаил Глазков рассказал, что сегодня в перевозках продукции по российским железным дорогам большая доля принадлежит углю. На восточном направлении доля перевозки угля составляет более 70%. В прошлом году все столкнулись с проблемой перераспределения грузопотоков, и для обеспечения растущего объема перевозок планируется увеличивать пропускные способности.
Прежде всего это будет происходить за счет технологических решений. Например, это виртуальная сцепка, когда несколько поездов идут на минимальных интервалах, в результате в 3 раза увеличилось количество пропускаемых поездов на Восточном полигоне. «Каждый второй поезд тяжеловесный, а это дополнительно плюс 5 млн тонн грузов, которые мы перевезли в Восточном направлении», – добавил М.Глазков.
Вице-президент по логистике ПАО «Распадская» Александр Комышан обозначил перспективы потребления коксующегося угля в мире. «Мы прогнозируем, что рост будет от 7 до 10%, поскольку появляются потребители в Индии, Вьетнаме, Иране. В ближайшей перспективе альтернатив не будет. Что касается российского рынка, то это также стабильный объем, который в ближайшие 5 лет не будет изменяться», – сказал он.
«Ничего нет более постоянного, чем потребление энергетического угля в мире, – продолжил тему директор по логистике АО «СУЭК» Денис Рахимжанов. – Рынки АТР будут расти. Важными рынками по-прежнему останутся Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань, Япония. Перспективными растущими рынками, куда компания уже направляет уголь, является Малайзия, Вьетнам, Марокко и Турция. Китай рассматриваем в качестве ключевого направления. В этом году ожидаем экспорт угля из России в Китай на рекордном уровне больше 75 млн тонн».
Как отметил старший вице-президент по операционной деятельности и взаимодействию с государственными органами ГК «Дело» Денис Илатовский, увеличивается средняя длина контейнерного поезда, растет число сдвоенных контейнерных поездов. Специфичное требование со стороны контейнерного бизнеса к инфраструктуре, особенно Восточного полигона – увеличить количество станций, где возможно размещение сдвоенных поездов.
Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов рассказал, что на протяжении длительного периода в современной России наблюдается динамика роста не только производственных мощностей, но и грузооборота. Мощности российских портов выросли более чем в 4 раза по сравнению с мощностью советских портов. «Это произошло благодаря нашей плотной работе с железнодорожниками. Результаты нашей работы зависят от нашего стратегического смежника, российских железных дорог. А во взаимодействии с Росморпортом нам удалось нарастить мощности и, как следствие, обеспечить грузооборот», – заключил С.Жусупов.
Фото: Минтранс