Эстонский концерн железнодорожных предприятий Operail максимально сократил операционные расходы, но и в третьем квартале продолжил работать в убыток. Чтобы сделать концерн прибыльным, правление ищет пути расширения бизнеса на зарубежные рынки. Однако для обеспечения жизнеспособности и устойчивого развития железнодорожных перевозок в Эстонии необходимы межотраслевое сотрудничество и политическое решение, считают в компании.
За 9 месяцев 2023 года концерн Operail перевёз по Эстонии 1,5 млн тонн грузов, на 68% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Доходы Operail от грузовых перевозок за 9 месяцев составили 16,9 млн евро, на 43% меньше, чем годом ранее. «Объёмы грузовых перевозок в тоннах снизились больше, чем доходы – в сложных обстоятельствах мы сделали всё возможное, чтобы максимизировать доходы», – сказал Рауль Тоомсалу, председатель правления концерна.
Если причинами снижения объемов грузов стали санкции против России и прекращение перевозок подсанкционных российских товаров, то в финансовом плане проблемой стала высокая себестоимость железнодорожных перевозок в Эстонии по сравнению как с ценами на автоперевозки, так и с ценами на железнодорожные перевозки в соседних странах. «Например, этой осенью не было мультимодальных перевозок эстонского зерна, поскольку урожай был небольшим, и его перевозили грузовиками», – пояснил Р.Тоомсалу.
Показатель EBITDA Operail Group за 9 месяцев 2023 года составил 0,2 млн евро, а чистый убыток – 3,3 млн евро, что было прогнозируемым результатом.
Operail значительно сократил расходную базу, чтобы адаптироваться к сложным обстоятельствам. Концерн сократил половину работников. «Мы упразднили ночные смены на станциях, прекратили обслуживать небольшие станции, закрыли стационарные пункты технического обслуживания и сформировали вместо них мобильные ремонтно-эксплуатационные бригады, переобучили работников, чтобы они могли выполнять задачи нескольких должностей, например: объединили профессии осмотрщика вагонов и помощника машиниста локомотива», – привёл примеры Р.Тоомсалу.
«Учитывая ожидания собственника Operail, среди которых сохранение транспортных мощностей на эстонской железнодорожной инфраструктуре, уже невозможно существенно сократить расходную базу концерна, – заявил Р.Тоомсалу. – Мы достигли точки, когда дальнейшие сокращения будут угрожать безопасности и способности Эстонии оперативно реагировать в чрезвычайной ситуации».
Поэтому для того, чтобы концерн снова стал прибыльным, необходимо увеличить доходную базу. Для этого Operail планирует инвестировать средства, полученные от продажи активов в начале года, в стратегическое расширение. «Мы смотрим за пределы Эстонии», – сказал Р.Тоомсалу.
Чтобы железнодорожные грузовые перевозки как наиболее экологически чистый и безопасный вид наземного транспорта были жизнеспособными и стабильно развивались в Эстонии, необходимо межотраслевое сотрудничество в целях повышения эффективности процессов железнодорожных перевозок и политическое давление для перенаправления грузов с автотранспорта на железную дорогу.
Operail — железнодорожный концерн, принадлежащий Эстонской Республике, который занимается грузовыми перевозками и обслуживанием, ремонтом и строительством подвижного состава в Эстонии. Operail даёт работу около 250 работникам. До начала 2023 года Operail также занимался сдачей вагонов в аренду и грузовыми перевозками в Финляндии. По указанию владельца Operail вышел из этих направлений бизнеса.
Фото: Operail