В глобальном масштабе в долгосрочной перспективе ожидается рост потребления электроэнергии, поэтому и доля газовой генерации тоже будет постепенно увеличиваться, заявил министр энергетики РФ Николай Шульгинов на пленарной сессии Петербургского международного газового форума.
На этом этапе газ нужен в больших объемах. «Природный газ стал одним из основных источников энергетического перехода, без его использования достичь углеродной нейтральности в современных условиях будет практически невозможно», – сказал он.
«Мы не уйдем от углеродной нейтральности, давайте этот признаем, – продолжил Н.Шульгинов. – Но такой подход к простому признанию, что спрос будет расти, надо будет учитывать аккуратно, потому что, самое главное, мы не должны ошибиться в тенденциях мировых, особенно тех стран, которые собираются наращивать производство энергии и сотрудничать с Россией»
Движение к нулевым выбросам – это громадные инвестиции, подчеркнул министр. Такой объем инвестиций никакие страны не выдержат, потому что это отразится на потребителях. Поэтому газ – это уникальный инструмент этого движения к углеродной нейтральности. Исходя из этого фактора спрос на газ будет увеличиваться.
«Дальнейший рост спроса на газ также будет обусловлен увеличением производства удобрений, метанола и в целом развитием промышленности, включая металлургию», – уверен Н.Шульгинов.
«Но вместе с растущим спросом нужно учитывать и другие факторы. Еврокомиссия приняла уникальное в кавычках решение по отказу от российского газа. Эти успехи (в кавычках) этого связаны с тем, что произошло снижение потребления газа в целом, в мире – где-то на 1,6%, и в Европе. Это первый так называемый «успех» Еврокомиссии. С одной стороны, мы видим падение спроса газа в Европе, с другой — всё возрастающий спрос на Востоке и Юге», — сказал он.
Фактически, добавил Н.Шульгинов, на европейском газовом рынке складывается система одного покупателя. «Это создание рынка одного покупателя – они агрегируют спрос и пытаются таким образом давить на производителей», – пояснил министр. Такие действия дестабилизируют глобальный рынок.
«Из-за политики Еврокомиссии по отказу от российского энергоресурса в ЕС сформировался волатильный рынок газа, а спотовые цены выросли с 400 долларов за кубометр в сентябре до 600 долларов в октябре, – продолжил министр. – Почему эти качели? Это, в первую очередь, новостной фактор, например, новости о забастовке газовиков в Австралии, новости с Ближнего Востока. Все это влияет на ситуацию с ценами».
Но, с другой стороны, отметил Н.Шульгинов, нужно понимать, что тема накопления газа в новостной повестке преподносится как положительный фактор. «Ну хорошо, накопили 98% от целевого уровня, но этого недостаточно. Любое длительное похолодание приводит к забору газа из хранилища и обязательно нужно докупать газ. И в этом случае Россия могла бы пополнять запасы газа и предоставить возможность Европе покупать газ по определенным ценам», – сказал министр.
«И только поставки российского газа могли бы действительно снизить спотовые цены в ЕС, – добавил он. – Мы открыты для переговоров по возобновлению поставок, но должно быть предложение со стороны покупателя».
Также, по его словам, поставки газа в Пакистан и Индию являются одними из перспективных направлений, как и своповые поставки в Иран. «Можно добавить и своповые поставки в Иран, еще есть перспективное направление – Индия, Пакистан. Мы сами не закрывали и продолжаем считать себя надежным поставщиком», – резюмировал Н.Шульгинов.
Фото: SeaNews