Продолжаем тему распределения грузопотоков между железной дорогой и автотранспортом на китайском направлении. О причинах изменения расклада рынка, преимуществах автотранспорта и прогнозах на будущее SeaNews рассказал Олег Гайфуллин, директор по логистике и коммерции транспортной компании Delko.
В 2022 году товарооборот Китая и России достиг рекордных 190 млрд долларов. За три месяца текущего года он вырос почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличился как импорт из Китая, так и экспорт российских товаров в КНР. Одних только железнодорожных мощностей для возросшего грузопотока не хватает. Сказываются санкционное давление и недостаточность инфраструктуры.
Большую долю грузоперевозок забрал на себя автотранспорт, но и с ним возникают сложности: действующих международных автомобильных пунктов пропуска недостаточно, их пропускная способность оказалась низкой. Так, МАПП «Забайкальск» начал функционировать круглосуточно только с середины мая этого года.
Правило 1 тыс. км, в соответствии с которым считалось, что автотранспортом целесообразно возить на расстояние не более 1 тыс. км, а все, что дальше, лучше отправлять по железной дороге, уже давно неактуально, и это никак не связано с Китаем.
Современный автотранспорт осуществляет перевозки практически на любые расстояния не только по всей территории России, но и на международных направлениях. Это может быть как классическая модель перевозки одной фурой, так и перецепная, когда груз в пути переходит с одного тягача на другой. Сейчас в связи с возросшим грузопотоком и загруженностью железных дорог многое перевозится именно автотранспортом.
Вопрос конкуренции между автотранспортом и железной дорогой в сложившейся ситуации не стоит, главное – обеспечить своевременную перевозку грузов между странами. Железная дорога не справляется с возросшим грузооборотом, поэтому доля перевозок осуществляется автотранспортом.
При этом по железной дороге сейчас доставляются преимущественно насыпные и наливные грузы. Все остальное перевозится автотранспортом. Автомобильные перевозки дешевле и гибче, а также удобнее с точки зрения загрузки/разгрузки.
И, с точки зрения распределения грузопотоков, в ближайший год ситуация не изменится, так как существует много инфраструктурных ограничений. Чтобы их преодолеть, нужно время.
Фото: Delco
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Еще на эту тему:
О распределении грузопотоков между автотранспортом и жд на китайском направлении
Паритет между железной дорогой и автотранспортом на китайском направлении сохранится
Автотранспорт и железная дорога на китайском направлении работают в синергии