По итогам первого квартала 2023 года грузооборот порта Роттердам составил 111,7 млн тонн, на 1,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили SeaNews в Администрации порта. Снижение в основном затронуло контейнерный сегмент, а также ро-ро и генеральные грузы. Оборот нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного газа, железной руды и лома черных металлов, а также угля и сельхозгрузов вырос.
«Как и ожидалось, 2023 год начался с незначительного спада грузооборота. Особенно в контейнерном сегменте мы столкнулись со снижением объемов в связи с высокой инфляцией и ослабление экономики. Другие сегменты в основном демонстрирют рост и подтверждают, что зависимость от российских энергоносителей в свете санкций снизилась. В дальнейшем в течение года мы ожидаем незначительного снижения грузооборота в связи с неопределенностью, обусловленной текущей геополитической ситуацией и высокой инфляцией», – прокомментировал итоги квартала CEO Администрации порта Роттердам Аллард Кастелейн.
Перевалка контейнеров через Роттердам сократилась на 11,5% в весовом выражении до 31,5 млн тонн и на 11,6% в TEU до 3,2 млн TEU. Входящий грузопоток снизился на 11,5% до 1,7 млн TEU, исходящий – на 11,6% до 1,6 млн TEU.
Падение началось еще в 2022 году, когда грузопоток на/из России практически сошел на нет. Ранее российские грузы составляли 8% всего контейнерооборота через Роттердам. Кроме того, на 14,2% просел контейнерный импорт из Азии вследствие снижения спроса на товары, что, в свою очередь, связано с затовариванием на складах и, опять-таки, с инфляцией. Также не восстановились объемы трансшипмента, которые из-за заторов в период пандемии перетекли в порты поменьше.
Суммарный грузооборот в сегменте breakbulk (ро-ро плюс генеральные грузы) снизился на 6% до 7,9 млн тонн. В том числе перевалка ро-ро грузов сократилась на 2,2% до 6,6 млн тонн, оборот генгрузов упал на 20,9% до 1,4 млн тонн. Последнее, как поясняют в Администрации порта, связано с возвращением части генеральных грузов в контейнеры, ставки на перевозку которых снизились.
Перевалка налива в Роттердаме выросла на 5,6% до 54,3 млн тонн. В том числе грузопоток сырой нефти увеличился на 3,2% до 26,3 млн тонн. Российскую нефть заменили поставки из США, Западной Африки и с Ближнего Востока. Поскольку плечо доставки в этом случае длиннее, число судозаходов крупнотоннажных танкеров VLCC в первом квартале этого года удвоилось. На 30% выросло число судозаходов танкеров типоразмера Suezmax.
Оборот нефтепродуктов увеличился на 12% до 15,1 млн тонн, главным образом за счет роста перевалки через независимые терминалы и выносные причальные устройства дизтоплива – опять-таки в качестве замены попавшему под санкции российскому дизелю.
Перевалка СПГ выросла на 14,3% до 3 млн тонн, что обусловлено высокими ценами на газ в Европе и увеличением объема спотовых грузов. В основном увеличились поставки СПГ из США в качестве альтернативы снизившемуся импорту в Европу российского трубопроводного газа.
Оборот сухих грузов увеличился незначительно, на 0,2% до 17,9 млн тонн. В том числе объемы железной руды и лома черных металлов выросли на 10,1% до 6,2 млн тонн, угля и кокса – на 26,3% до 7,4 млн тонн.
Фото: Администрация порта Роттердам / MartensMultimedia