Совокупный грузооборот через Антверпен-Брюгге (напомним, об объединении портов Антверпен и Зебрюгге было объявлено весной прошлого года) составил по итогам 2022 года 286,9 млн тонн, на 0,7% ниже, чем в 2021 году.
Как отмечается в сообщении администрации объединенного порта, напряженная геополитическая ситуация, энергетический кризис и постоянные сбои в цепочках поставок, а также переориентация грузопотоков негативно сказались на контейнерообороте.
Вследствие конфликта на Украине российский контейнеропоток через Антверпен-Брюгге сократился на 59%. В целом контейнерооборот снизился на 8,6% в тоннах до 145,3 млн тонн и на 5,2% в TEU до 13,5 млн TEU.
Перевалка сухих грузов выросла на 13,8% до 17,2 млн тонн. Особенно существенно увеличился оборот угля – на 210%, что связано с ростом спроса со стороны электростанций. Перевалка удобрений, наоборот, упала на 18,3%, что обусловлено антироссийскими санкциями и существенным повышением цен на удобрения.
Оборот наливных грузов увеличился на 10% до 90,6 млн тонн, что в порту объясняют ростом на 61,3% спроса на СПГ, ставшего альтернативой трубопроводному газу из России. Кроме того, на 30% выросла перевалка сжиженного нефтяного газа, на 7% – бензина, на 9,9% – мазута и дизеля, на 7,5% – нафты. На 1% сократился грузопоток химических грузов, что связано со сложностями, которые испытывают европейские предприятия химической промышленности из-за высоких цен на электроэнергию.
Перевалка конвенционального брейкбалка увеличилась на 1,1% к рекордному показателю 2021 года, грузопоток в 2022 году составил 12,4 млн тонн. Основным драйвером роста была сталь, на которую приходится бОльшая доля оборота в этом сегменте. Однако начиная с третьего квартала объемы перевалки стали сокращалться, отражая спад в экономике.
Оборот ро-ро грузов вырос на 6,5% до 21, млн тонн. В 2022 году через Антверпен-Брюгге прошло более 3,26 млн новых легковых автомобилей, на 10,5% больше, чем годом ранее. Оборот тяжеловесных и негабаритных грузов увеличился на 9,6%, в то время как перевалка грузовых автомобилей снизилась на 17%, а подержанных легковых автомобилей – на 13,2%.
В 2022 году Антверпен-Брюгге принял 144 круизных лайнера с 547,4 тыс. пассажиров против 23 судов с 75,85 тыс. пассажиров в 2021 году, когда действовали ковидные ограничения. На сегодня, отмечают в объединенной администрации портов, судозаходы круизных лайнеров расписаны до 2026 года и далее.
Фото: администрация портов Антверпен-Брюгге