Продолжаем серию публикаций, посвященных итогам 2022 и прогнозам на 2023 год. О том, как развивается рынок логистики в различных географических сегментах, рассказывает Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Россия и страны СНГ Noytech Supply Chain Solutions.
Южное направление
Конечно, российским компаниям потребовалось какое-то время на адаптацию к разности культур – там действуют другие принципы и скорость принятия решений в бизнесе.
Через южное направление импортируется санкционный товар, товары народного потребления, одежда, продукты питания и тому подобное. Из России по этому направлению экспортируются пиломатериалы, металлы, уголь, пеллеты. Всё то, что ранее ехало в/из европейских стран, теперь едет через Турцию, Казахстан и другие страны.
Из-за емкостных ограничений на погранпереходах предпочтение отдается мультимодальному и авиационному способам доставки. Автотранспорт привлекается, однако в силу естественных ограничений на погранпереходах и политических причин (в случае транзита по территории недружественных стран) – в меньшей степени.
В 2023 году, как и в 2022, скорее всего, сильный рост покажет турецкое направление – в основном мультимодальные перевозки, во вторую очередь – автомобильные (в особенности, если увеличат количество паромов RO-RO между странами).
Восточное направление
Чаще всего в рамках восточного направления (Китай, страны ЮВА) везут товары народного потребления, одежду, обувь, оборудование, запчасти, электронику и продукты сегмента DIY.
Безусловно, превалируют морская и железнодорожная перевозки, далее следует авиадоставка срочных грузов и постепенно развивается автомобильный и мультимодальный сегменты.
Здесь также есть сложности с инфраструктурой на границах в связи с недостатком погранпереходов. В результате образуются пробки, очереди и простои.
Также китайская политика нулевой толерантности к Covid-19 в 2022 году постоянно приводила к неожиданным ограничениям, хочется верить, что в 2023 году с этим будет проще.
Западное направление
На западном направлении остались несанкционные грузы – в основном фармацевтика, продукты питания, некоторая одежда, оборудование и алкоголь.
Сроки доставки увеличились несильно и в основном из-за более пристальных проверок на границах, но не из-за перецепок/перегрузок. Рост тарифов на автодоставку составил от 30 до 50%.
Прогнозы
Основными направлениями перевозок в 2022 году были Китай и Европа. С начала года европейское направление начало падать, и в 2023 мы ожидаем, что во многом эти потоки будут замещены товарами из Турции и ОАЭ.
Товаропоток из Китая в 2023 году продолжит свой рост по всем видам транспорта в двухзначных процентных темпах.
Фото: Noytech Supply Chain Solutions
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции