Перспективы в 2023 году напрямую зависят от геополитической конъюнктуры и покупательской способности внутри страны

Перспективы в 2023 году напрямую зависят от геополитической конъюнктуры и покупательской способности внутри страны

  • Мы продолжаем начатую в конце прошлого года серию публикаций, посвященных итогам 2022 и прогнозам на 2023 год в транспортно-логистической сфере. Своими наблюдениями за тенденциями рынка на различных направлениях перевозок и ожиданиями на ближайшую перспективу делится Кирилл Латинский, коммерческий директор SOTA Logistic.

    Южное направление

    Перспективы в 2023 году напрямую зависят от геополитической конъюнктуры и покупательской способности внутри страныЮжное направление можно охарактеризовать как коридор поставок в Россию товаров, включенных в западные пакетные санкции, в том числе идущие по параллельному импорту. Помимо этого, коридор используется для экспорта в РФ местной продукции. Поставки осуществляются всеми видами транспорта – автомобильным, морскими контейнерами, железнодорожным и авиатранспортом. Помимо страны-экспортёра на выбор влияют и транзитные сроки поставок – порой логистический провайдер или импортёр использует более дорогой вид транспортировки ради их сокращения.

    2022 год ознаменовался переориентацией товарных потоков с санкционной номенклатурой из стран запада на южное направление, что оказало значительное негативное воздействие на такие важные составляющие любых поставок как цена товара, стоимость логистики, транзитный срок поставки, сложность закупочной, юридической, финансовой процедур.

    На наш взгляд, перспективы на 2023 год неоднозначны. С одной стороны, мы видим тренд на создание в близлежащих лояльных или нейтральных по отношению к России странах крупных хабов для консолидации там важных товарных позиций, предназначенных для РФ. Это позволит обеспечить непрерывность поставок (по графику) и сбалансировать нагрузку на транспортную инфраструктуру, что постепенно приведёт к сокращению транзитных сроков и уменьшению стоимости транспортировок. Надо отметить, что количество логистических провайдеров неизменно растёт, а это самым положительным образом влияет как на ценообразование услуг, так и на их качество.

    С другой стороны, практически никто из участников рынка не в состоянии просчитать перспективы тех или иных бизнес-решений, так как они напрямую увязаны с будущими геополитическими событиями, влиянием текущих западных пакетных санкций и предстоящих, если таковые будут.

    Восточное направление

    Восточное направление является наиболее ёмким, по которому осуществляются поставки местных товаров, как не включенных в западные пакетные санкции, так и включенных (с определенными оговорками). Основной объём поставляется морем, но существенен и грузопоток по железным и автомобильным дорогам.

    Можно отметить несколько проблем восточного направления. Например, постоянные сбои экспортных поставок в РФ в связи с нулевой терпимостью к COVID-19 в КНР, что приводит к значительному увеличению транзитных сроков и стоимости перевозок.

    Кроме того, транспортная инфраструктура РФ не соответствует тому объёму импорта, который поставляется по восточному направлению. Это произошло из-за переориентации экономики РФ преимущественно на Китай и, как следствие, увеличению грузопотока. Помимо этого, мы полагаем, что партнёры на восточном направлении воспользовались осложнением экономических связей между РФ и странами запада, увеличив стоимость своих товаров и услуг для бизнес-сообщества РФ.

    К тому же, значительное количество важных для экономики РФ производителей санкционных товаров отказываются их поставлять в РФ из-за страха получения вторичных санкций, так как эти компании ведут активную внешнеэкономическую деятельность со странами Запада, инициировавшими санкции в отношении РФ.

    Есть и важные положительные тренды такого сотрудничества. Многим участникам российского бизнеса удалось диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров путём замены их на поставщиков из, преимущественно, Китая, что позволило им продолжать свой бизнес в РФ. Также получилось согласовать платежи за товары и услуги в валютах стран-поставщиков, что сняло с участников ВЭД риски блокировок транзакций в евро и долларах.

    Полагаем, что в 2023 году будет происходить ещё бОльшая переориентация экономики России на сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии и Китая за счёт сокращения сотрудничества с государствами, поддержавшими санкции в отношении РФ. Подобная переориентация влечёт за собой необходимость существенных государственных и частных инвестиций в улучшение транспортно-логистической инфраструктуры России для возможности перевалки большего грузопотока.

    Западное направление

    На западном направлении, как мы все видим, в 2022 году претерпело самые значительные изменения. Остались лишь поставки номенклатуры товаров, не включенные в западные пакетные санкции. И эти поставки ограничены искусственными барьерами в виде перегрузок и перецепок в зонах ТЛЦ, а также запретом для российских и белорусских перевозчиков работать на рынке ЕС.

    Подобные изменения в разы увеличили стоимость доставок, а также транзитные сроки. Ценообразование по многим товарным позициям сейчас таково, что для части российских грузополучателей экономически целесообразней импортировать аналоги европейского сырья и товаров из других стран, порой жертвуя качеством.

    Перспективы в 2023 году будут напрямую зависеть от геополитической конъюнктуры. Вероятнее всего, грузопоток начнет иссякать, за исключением поставок медицинской продукции и некоторых товаров особой социальной значимости.

    Прогнозы

    В начале 2022 года мы традиционно продолжали поставки различных товарных групп из стран Евросоюза. Из каждых 100 поставок 75 были из ЕС. События, произошедшие после 24 февраля, изменили рынок. Нам пришлось приложить огромные усилия для диверсификации коридоров поставок и создания собственных торгово-логистических компаний вне России, поскольку мы перевозим все виды товаров, разрешенных нашим законодательством.

    В 2022 году мы наблюдали серьёзную волатильность тарифов на доставку, значительные задержки в валютных транзакциях, большие очереди на границах и т.д. В течение года у нас происходили изменения в географии поставок, так как мы напрямую зависим от наших клиентов, которые размещают заказы, в том числе на перевозки товаров, включенных в западные санкционные списки.

    В целом, перспективы в 2023 году будут напрямую зависеть от геополитической конъюнктуры и покупательской способности внутри страны. Вероятнее всего, грузопоток несанкционных товаров из стран, присоединившихся к санкциям, будет иссякать за счёт прироста поставок из государств, не поддержавших санкции.

    Ожидаем появление новой географии перевозок благодаря дополнительным поставщикам товаров в различных уголках мира, а также корректировок текущих коридоров под воздействием санкционного давления на страны, услугами которых Россия пользуется для поставок включенных в списки товаров.

    Фото: Shipspotting / Frank Behrends, SOTA Logistic

    Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    10.08.2023
    В июле морские перевозчики с вводом в строй новых контейнеровозов увеличили свои провозные мощности […]
    10.01.2023
    Провозные способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2022 году достигли 158 млн тонн. Этот […]
    19.05.2023
    15 тыс. судов суммарным дедвейтом 600 млн тонн будет утилизировано к 2032 году. Это […]
    30.01.2023
    Началось строительство третьей очереди логистического центра Ozon в Татарстане. Как сообщили SeaNews в компании, […]
    27.01.2023
    Встроиться в него смогут те, кто будет внимательно отслеживать эти изменения и адаптироваться под них


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.