2022 ознаменовался дефицитом провозных мощностей и рекордно высокими ставками на рынке контейнерных перевозок. Ближе ко второй половине года наметилось снижение, и ставки продолжают падать, при этом волатильность на рынке сохраняется. В следующем году с высокой вероятностью нас ждут полномасштабные ценовые войны – таким прогнозом с SeaNews поделились основатели логистической онлайн-платформы Container xChange.
Сейчас, на фоне избытка мощностей и ожидаемого в 2023 году притока нового тоннажа, линии продолжают сокращать тоннаж, отменять рейсы и приостанавливать сервисы. Недавно Maersk заявил, что «продолжит корректировать предложение тоннажа на сервисах из Азии на Северную Америку, Европу и Средиземноморье, чтобы лучше соответствовать колебаниям спроса». Аналогичные меры принимают и другие участники рынка.
«В 2023 году существует высокая вероятность полномасштабной ценовой войны. Непохоже, что вернутся те ограничения провозных мощностей, которые мы наблюдали в последние два года, так что у нас будет переизбыток предложения как с точки зрения судов, так и контейнеров. Учитывая уровень конкуренции в контейнерном и линейном бизнесе, я не думаю, что крупные игроки будут вести себя сдержанно, так что мы ожидаем, что цены опустятся почти что до уровня переменных расходов. Мы также прогнозируем консолидацию рынка», – говорит Христиан Рёлоффс, сооснователь и CEO Container xChange.
«Начинается все с того, что перевозчики сокращают флот и объявляют дефолт по оплате зафрахтованных судов. Недавно прошла новость о том, что CHINA United Lines, новому игроку на рынке транстихоокеанских перевозок и на направлении Азия – Европа, угрожает дефолт по оплате фрахта более 10 контейнеровозов», – продолжают в Container xChange.
«В 2023 году у экспедиторов будет возможность ходить и выбирать, и хорошие позиции для переговоров, особенно в начале года. Ставки по долгосрочным контрактам будут падать вслед за спотовыми ставками, – прогнозирует Х.Рёлоффс. – Мы будем по-прежнему наблюдать диверсификацию цепочек поставок и вывод производств из Китая… Мы будем наблюдать рост контейнерных перевозок на внутриазиатском трейде и появление альтернативных стран, таких как Вьетнам, Индия и другие».
«В таких условиях маржа для экспедиторов и трейдеров сужается, и стоимость будет определяющим фактором. Лидеры рынка будут искать пути повышения эффективности и поддержания бизнеса. Технологии дают лидерам прекрасную возможность минимизировать риски за счет прозрачности информации и поддержания партнерских отношений, что немаловажно в тяжелые времена».
«В 2023 году на первое место для экспедиторов выйдет вопрос контроля за расходами. С одной стороны, будут интенсивные переговоры с линиями, с другой стороны, крайне важным для экспедиторов будет снижение операционных расходов. Демерредж, расходы, связанные с задержаниями, страховые расходы, претензии – все это будет рассматриваться очень пристально», – прогнозирует Йоханнес Шлингмайер, второй сооснователь и CEO Container xChange.
«Если рассуждать с макроэкономических позиций, то, что происходило в последние три года, было естественной реакцией рынка на раздражители, такие как ковид и сопутствующие локдауны, война на Украине и геополитические риски и многое другое. Цены на контейнеры взлетели вскоре после начала пандемии по той причине, что не хватало контейнеров, чтобы обеспечить растущий спрос, и на этом этапе ритейлеры и импортеры начали существенно наращивать запасы, чтобы избежать заторов в портах. В предпиковый период в 2022 году контейнерооборот через порты, завязанные на импорте, достиг рекордных показателей. Теперь, когда склады заполнены, спрос падает. Морские перевозчики это переживут, и в будущем мы снова будем наблюдать возврат к нормальному уровню активности, хотя и не в ближайшем будущем. Хорошая новость – это то, что худшее уже позади», – оптимистично заключают в Container xChange.
Фото: Shipspotting / Agustin Alapont Castilla (Tino)