В Обзоре морского транспорта, опубликованном Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD), сдержится ряд рекомендаций правительствам стран по поддержке и развитию сектора морских перевозок. Впрочем, по своему масштабу предложения выходят за рамки только морской отрасли.
Авторы выделяют следующие приоритетные направления действий:
- Правительствам следует контролировать пандемию и смягчать ее воздействие на наиболее уязвимые группы
- Для этого необходимо улучшить доступ к вакцинам, тестированию и лечению, особенно в развивающихся странах. Правительствам следует свести к минимуму режимы изоляции и ограничения, которые могут неоправданно затруднить восстановительные процессы в странах с уязвимой экономикой.
- Поддерживать рост, защищать беднейшие слои населения и способствовать развитию торговли
- Способствовать экономическому росту и укреплять макроэкономическую базу, одновременно сдерживая инфляцию и снижая финансовую уязвимость.
- Помогать наиболее уязвимым слоям населения, содействуя продовольственной безопасности и сокращению масштабов бедности.
- Избегать установления экспортных и импортных ограничений, усугубляющих кризисные явления.
- Устранять ограничения, препятствующие развитию транспортной инфраструктуры и услуг
- Прежде чем осуществлять инвестиции, тщательно оценивать потенциальные изменения в спросе на морские перевозки.
- Совершенствовать транспортную инфраструктуру, повышать эффективность и производительность портов, обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта, расширять площади и возможности хранения и складирования, минимизировать нехватку рабочей силы и оборудования, а также в целом повышать эффективность работы портов и улучшать их связи с внутренними районами стран, обеспечивая их адаптацию к изменениям в спросе.
- Развивать и модернизировать портовую инфраструктуру и транспортные связи с внутренними районами стран, привлекая частный сектор.
Развивать региональный флот и морские перевозки для решения проблемы высоких транспортных расходов и других проблем, с которыми сталкиваются развивающиеся страны.
- Осуществлять меры по упрощению процедур перевозок и торговли в портах и на границах • Ускорять процессы с помощью цифровизации, в частности посредством обработки документов до прибытия грузов, электронных платежей и электронных документов. Все больше упрощать процедуры и требования и отменять те из них, которые перестали быть необходимыми. При выборе любых торговых мер использовать ту, которая носит наименее ограничительный характер.
- Внедрять «умные» и экологичные системы торговой логистики и устранять юридические и нормативные препятствия для использования электронных документов.
- Содействовать смене экипажей и преодолеть кризис смены экипажей моряков путем коллективных усилий правительств и отрасли.
- Координировать усилия, расширять сотрудничество, обмениваться информацией и готовиться к скоординированным решениям.
Создавать цифровые платформы, работающие в режиме реального времени, и электронные системы «единого окна» с использованием системы АИС/ГИС.
- Двигаться в будущее с чистой энергетикой и низким уровнем выбросов
- Создавать предсказуемую глобальную нормативно-правовую базу для инвестирования в переход к более надежному энергоснабжению и технологиям без углеродных выбросов.
- Повышать осведомленность о новых нормативных документах ИМО и содействовать их применению и соблюдению.
- Оказывать помощь портам в развивающихся странах в осуществлении перехода к более надежному энергоснабжению и технологиям без углеродных выбросов.
- Поощрять цифровизацию и использование возможностей электронной торговли
- Оказывать развивающимся странам помощь в расширении использования цифровых технологий и электронной торговли, а также внедрять «умные» логистические системы на морском транспорте.
Проводить больше учебных мероприятий, особенно по вопросам использования новых технологий.
- Совершенствовать инфраструктуру и услуги, связанные с упрощением процедур торговли и логистическим обеспечением, включая логистику «последней мили»
- Осуществлять контроль за ставками тарифов и сборов
- Отслеживать наблюдающиеся в отрасли тенденции и при необходимости принимать меры для обеспечения равных условий, которые не исключали бы более мелких участников рынка, в том числе в развивающихся странах.
- Применять инструменты контроля и показатели оценки эффективности, включая региональные индексы морских перевозок и центры сбора данных о грузовых перевозках.
- Ввести обязательный контроль за взиманием платы за простой контейнеров в портах и укреплять формальные и неформальные механизмы урегулирования споров.
- Обеспечивать конкуренцию на рынках
- Укреплять возможности национальных регулирующих органов, а также органов по вопросам конкуренции и портовой администрации, особенно в малых островных развивающихся государствах и НРС, и использовать более прозрачные индексы транспортных расходов по аналогии с теми, которые применяются в отношении основных судоходных маршрутов.
- Органам по вопросам конкуренции и портовой администрации следует наладить взаимодействие для принятия мер по защите конкуренции в ответ на вертикальную интеграцию перевозчиков.
- Укреплять международное сотрудничество по борьбе с трансграничной антиконкурентной практикой в области морских перевозок, в том числе на основе разработанного Организацией Объединенных Наций Комплекса принципов и правил по вопросам конкуренции и с использованием опыта ЮНКТАД.
- Повышать устойчивость к воздействию внешних факторов
- Разработать долгосрочную концепцию и стратегию привлечения ресурсов для создания надежных и устойчивых сетей морских перевозок.
Помогать развивающимся странам в наращивании потенциала для прогнозирования, подготовки, реагирования и восстановления в случае возникновения серьезных угроз, сопряженных с различными рисками, путем содействия развитию гибких и надежных систем морского транспорта.
- Инвестировать в меры по управлению рисками и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям в случае возникновения пандемий и других кризисных явлений, угрожающих функционированию портов и морским перевозкам.
• Усилить меры по наращиванию потенциала и увеличить приемлемое финансирование инфраструктуры в целях обеспечения адаптации морских портов и других важнейших объектов транспортной инфраструктуры в развивающихся странах к изменению климата и повышения их надежности. - При изменении конфигурации производственно-сбытовых цепочек и выборе мест размещения производственных мощностей в целях повышения надежности таких цепочек следует тщательно анализировать возможные варианты, с тем чтобы найти баланс между эффективностью и экономией затрат и вопросами национальной безопасности, автономности, самодостаточности и устойчивости к воздействию внешних факторов.
- Увеличивать число женщин, работающих в портах, и расширять масштабы профессиональной подготовки работников в рамках стратегии по повышению устойчивости к воздействию внешних факторов.
- Активизировать многостороннее сотрудничество • Создавать условия для более тесного и эффективного многостороннего сотрудничества, позволяющие снижать вероятность конфликтов и сбоев, ускорять процесс активного и повсеместного глобального восстановления, бороться с изменением климата и его последствиями и переходить к модели роста с низким уровнем выбросов углерода.
Фото: