27 октября 2021 года в ЦВК «Экспоцентр» в рамках выставки «Химия-2021» прошел Международный Танк-Контейнерный Форум. Мероприятие это достаточно молодо и проводится в третий раз. Однако необходимость в нем назревала достаточно давно. Контейнеры являются универсальными средствами перевозки для всех видов транспорта. Но на каждом виде транспорта установлено свое нормативное регулирование, и требования к танк-контейнерам зависят от способа перевозки. Даже маркировка знаками опасности и табличками оранжевого цвета на морском, железнодорожном и автомобильном транспорте различается.
В центре внимания участников форума были наиболее сложные танк-контейнеры, предназначенные для перевозки сжиженных ограждённых газов типа Т75. Большинство газов могут перевозиться в сжиженном виде при температуре окружающей среды. Однако есть газы (некоторые инертные, метан и входящие в состав воздуха), которые требуют для сжижения охлаждения. Их достаточно просто определить. Если на сайте Опасник в Навигаторе по таблице А в поле №10 набрать Т75, то отфильтруются все 19 номеров ООН.
Перспективность перевозок сжиженных охлажденных газов определяется тенденциями развития общества. Экологические и коммерческие интересы постепенно гасят факелы, сопровождавшие ранее добычу и переработку нефтепродуктов.
Рост цен на мировых рынках на углеводородные газы, включая СПГ и метан, влечет за собой удорожание перевозок и дефицит танк-контейнеров, что вызывает их резкое подорожание. Так, заказы на изготовление одного Т75 принимаются на год вперед, а стоимость доходит до $100 тыс.
Еще одним драйвером развития перевозок сжиженных газов является водородная энергетика. Пока она находится на начальной стадии, 90% производств размещаются в местах потребления. С выходом же на промышленную эксплуатацию на первое место выйдет доставка потребителю.
В ходе форума рассматривались и проблемы эксплуатации танк-контейнеров. Поскольку охлажденные сжиженные газы в танках имеют ограниченный срок хранения, что ужесточает требования к логистике. Танк-контейнеры имеют более сложную конструкцию, чем стандартные сухие, они требуют вакуумной изоляции и зачастую испарителей. Большие проблемы уществуют и с методиками испытаний – как правило, Т75 проходят периодические проверки за рубежом.
Несмотря на все сложности, и иностранные, и российские участники форума прогнозируют в ближайшие пять лет резкий рост сегмента перевозок в танк-контейнерах именно в Российской Федерации. Для этого есть все предпосылки: сырьевая база, рынки сбыта, устойчивый спрос, развитая промышленность и наука, компетентные специалисты.