Из 67 российский х портов только шесть полностью загружены, а 61 порт – недозагружен. Об этом заявил президент России Владимир Путин на заседании Госсовета, на котором была представлена Транспортная стратегия до 2020 года.
«Основной фактор, сдерживающий повышение их конкурентоспособности, – а речь идет о конкурентоспособности отрасли в целом: когда мы говорим о портах, мы понимаем значение портов в транспортной инфраструктуре в целом, – это отсутствие эффективной системы управления грузопотоками с применением цифровых технологий. А мы принимали решение о развитии этой системы. Они так до конца и не доведены, эти решения, до полного исполнения», – цитирует слова главы государства пресс-служба Кремля.
По мнению президента, это комплексные проблемы. «Вот Калининград: на таможенное оформление уходит примерно 12 часов, а передвижение по самому субъекту Федерации грузов – всего два часа. А на таможне торчат 12 часов. Результат? Я говорил сейчас о конкурентоспособности. Результат – у наших соседей в морском порту Гданьск только перегрузка с судна на судно увеличилась за 10 лет в 12 раз. Это в том числе результат – пусть они нам спасибо скажут за нашу нерасторопность и ненадлежащую организацию работы».
«Теперь управление имуществом, – продолжил В.Путин. – Вот министр финансов сейчас говорил о том, что все хотят получить федеральные средства. Самый простой способ, казалось бы, – не казалось бы, а так и есть на самом деле, он прав. Мы часто критически относимся к тем мерам, которые предлагаются экономическим блоком, в том числе Минфином, но в данном случае мне трудно с ним не согласиться, потому что если посмотреть, как распоряжаются имуществом… С августа 2019 по ноябрь 2020 года, например, одна из коммерческих компаний, которая арендует объекты инфраструктуры в морском порту Выборга, например, перечислила «Росморпорту» 21 миллион рублей, а сама эта коммерческая структура заработала 1,2 миллиарда рублей, в том числе и за сдачу объектов инфраструктуры в субаренду. То есть ей отдали все за копеечки, она сдает в субаренду и денежки зарабатывает. Послушайте, если мы так будем хозяйствовать дальше, то тогда никаких федеральных бюджетных денег и не хватит, – прав Силуанов абсолютно».
«Отрасль, – подчеркнул В.Путин, – не направила на эти цели необходимое финансирование, и это приоритеты самой отрасли, которые ранее были не должным образом определены».
«Теперь по поводу самой инфраструктуры. Посмотрите, мы в течение длительного времени уже говорим и атомный флот развиваем. Для чего? Для использования Северного морского пути. Замечательно, все правильно делаем: пограничники работают, Минобороны выстраивает свою работу для того, чтобы обеспечить национальные интересы, – а износ основных фондов там достигает 40 процентов. В некоторые порты на Северном морском пути, например, Нарьян-Мар или порт Диксон, вообще лет 30 денег никто не вкладывал. Лет 30, а то и больше. В справке написано: более 45 лет. Как же так? Мы говорим об обустройстве Северного морского пути. Я понимаю, и МЧС мы денежки подбрасываем, чтобы они там обеспечили безопасность. А перегружать-то кто будет? Кто будет работать?» – задал вопрос В.Путин.
«Морской порт Диксон имеет акваторию, территорию объекта, инфраструктуру, которые непригодны к эксплуатации, – продолжил он. – Социально значимые грузы выгружаются на необорудованный берег. А рядышком, в том числе с известной долей финансирования нашего, строится нефтяной терминал. Надо, конечно, это делать, безусловно. Но почему социально значимые грузы на необорудованный берег просто так разгружаются?»
Далее президент затронул тему синхронизации различных видов транспорта. «Мы уже говорили про синхронизацию, точнее, говорили о недостаточной синхронизации, скажем, на Восточном полигоне. К портам подходов-то нет должного объема, железнодорожной инфраструктуры. То же самое, кстати говоря, на южном направлении, в Дагестане то же самое происходит и в Азово-Черноморском бассейне».
«Растет перегрузка прямо борт в борт, – продолжил президент. – А экология? В этой связи возникают вопросы, связанные с экологией. Мы понимаем, насколько это важно сегодня. А Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, как это ни странно, до сих пор не располагает сводными данными о проведенных в 2018-2020 годах территориальными подразделениями проверках и выявленных нарушениях. Как же так? Сводных данных даже нет. Чем занимаются-то вообще?»
Глава государства подчеркнул, что по результатам этих проверок будут даны соответствующие поручения Генеральной прокуратуре и другим правоохранительным органам провести проверку соблюдения действующих законов, в том числе это касается и рейдовой перевалки грузов, расходования бюджетных средств и использования государственного имущества.