О том, как изменился в период пандемии документооборот с государственными контролирующими органами в портах при оформлении прихода и отхода судна, на Второй международной конференции Freight & Shipping. Digital 2021: «Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии», которую провели в Петербурге ИАА SeaNews и Юридическая фирма «Ремеди», рассказал директор по развитию бизнеса АО «Эконому Шиппинг» Игорь Мурзаев.
Вопреки ожиданиям и банальной логике, безбумажные технологии, исключающие непосредственный контакт между людьми, не взяли верх над традиционно практикой передачи бумажных документов из рук в руки. Более того, в отдельных портах объем бумажной – и не только бумажной – работы, которую приходится проделывать перевозчикам и их агентам, увеличился.
Так, в портах Краснодарского края после наступления «светлой эры COVID», как охарактеризовал ее И.Мурзаев, представитель морского перевозчика (морской агент) помимо прочих документов должен подать в территориальный орган Роспотребнадзора дополнительно список членов экипажа с замерами температуры за последние трое суток до даты прибытия судна в порт, получить от Роспотребнадзора и предписание на проведение дезинфекции помещений судна, сообщить о получении этого предписании таможне, пограничникам и службе капитана порта, и, собственно, обеспечить проведение дезинфекции, а для этого привезти на судно и затем увезти соответствующих специалистов. Свободная практика судну предоставляется только после проведения дезинфекции и контрольного замера температуры членов экипажа уже после постановки к причалу (на якорь). При этом электронный документооборот отсутствует полностью, весь обмен информацией с Роспотребнадзором осуществляется только по электронной почте и по телефону.
Пограничникам агенты теперь должны предоставлять помимо прочих документов также предписание Роспотребнадзора о проведении дезинфекции, список дезинфекторов и акт дезинфекции. Все приходные и отходные формальности проходят исключительно на борту судна с проверкой документов членов экипажа и проведением фейс-контроля, отметил И.Мурзаев, электронный документооборот отсутствует полностью, документы отправляются по факсу или нарочными.
Что касается информационного взаимодействия с таможней, то на Черном море практика на постах Энергетической таможни и на сухогрузных районах расходится. Если при оформлении танкеров состав подаваемых в таможню документов не изменился, то на сухогрузных районах теперь требуется дополнительно подавать уведомление о заказе «комиссии» (государственный контроль на борту судна), информацию о судне, предписание на проведение дезинфекции и акт о проведении дезинфекции (в бумажном виде и по e-mail). В обоих случаях документарный контроль и оформление прихода осуществляется без посещения судна таможенными органами (зато при оформлении отхода таможня поднимается на борт в обязательном порядке).
В информационном обмене с Инспекцией государственного портового контроля изменений в связи с пандемией не произошло – как возили агенты бумажные копии всех 36 документов на приход и 39 документов на отход судна, ранее в электронном виде загруженных в информационную систему Portcall.Marinet, так и продолжают возить – это что касается нефтеналивных судов (терминал Шесхарис в Новороссийске, порты Туапсе и Тамань). По судам, заходящим на сухогрузные районы и на терминале КТК-Р, то «почти» 36 документов на приход и «почти» 39 документов на отход пересылаются по электронной почте (а до этого загружаются в Portcall.Marinet).
Таким образом, в лучшем случае электронный документооборот с государственными контролирующими органами либо реализован неполностью, либо вообще никак не реализован. При этом действующая нормативная база, по мнению И.Мурзаева, позволяет перейти на электронный обмен данными по крайней мере с таможенными органами и портовым надзором уже сейчас. Для этого нужно, чтобы все федеральные органы исполнительной власти выполнили распоряжение Правительства РФ №1981-р, которое предписывает:Эконому
«1. ФТС России, ФСБ России, Россельхознадзору и Роспотребнадзору обеспечить использование разработанного ФТС России комплекса программных средств «Портал «Морской порт» для получения и использования сведений о лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных при осуществлении контроля в морских, речных (озерных) и смешанных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2. Росморречфлоту обеспечить использование комплекса программных средств «Портал «Морской порт» администрациями морских портов и администрациями бассейнов внутренних водных путей при применении типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Второй путь решения вопроса – внедрение механизма «единого окна», заключил И.Мурзаев.