О том, чем компании-экспортеры лучше прочих производителей, на Второй международной конференции Freight & Shipping. Digital 2021: «Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии», которую провели в Петербурге ИАА SeaNews и Юридическая фирма «Ремеди», рассказала проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Наталья Волчкова.
Во-первых, пояснила она, они крупнее других предприятий обрабатывающей промышленности (в США, например, в два раза, а в России – в 10), во-вторых, у них выше производительность (в США на 18%, в России – на 120%), в-третьих у них больше капитала на работника (в США – на 20%, в России – на 120%), наконец, они платят более высокую зарплату сотрудникам (в США – на 15%).
При этом их немного – в среднем по миру прослойка экспортеров составляет порядка 20% от общего числа производителей в сфере обрабатывающей промышленности. По данным за 1990-2002 годы (более свежая статистика отсутствует) в США экспортеров было 18%, во Франции – 17%, в Японии – 20%, в Чили – 21%, в Колумбии – 18%. В России в 2018 году экспортеры составляли всего 6% от общего числа компаний, занятых в обрабатывающей промышленности.
Порядка 50-60% экспортеров являются одновременно и импортерами – и именно эта категория, по мнению, Н.Волчковой, обеспечивает наибольшую добавленную стоимость. По данным Всероссийской академии внешней торговли, оссийские фирмы, импортирующие промежуточные товары, на 20% более производительны, чем похожие, но не импортирующие. Поэтому их надо поддерживать — снижение тарифных и нетарифных барьеров для импорта вдвое могло бы способствовать росту несырьевого неэнергетиеского экспорта на 20-25%.