О современном состоянии и текущих трендах развития контейнерного сегмента в российских южных портах рассказал на XVI Международном транспортном форуме «ЮгТранс-2020» в Новороссийске генеральный директор ООО «Новоморснаб» Алексей Гармаш. В 2019 году российский контейнерный рынок показал небольшой рост, при этом значительный прирост дал Дальний Восток, по Югу наблюдается небольшой рост – на 1,5%.
Контейнерооборот Новороссийска поддерживает общий тренд развития контейнерной отрасли России – рост в 2008 году, падение в 2009 и дальнейшее восстановление, затем аналогичный V-образный кризис 2014-2015 годов, когда восстановление рынка растянулось уже на два года. С 2017-2019 года. Новороссийск демонстрирует рост показателей по обороту и наконец, прогноз на 2020 год – 750-760 тыс. TEU, т.е., будет стагнация или небольшое падение.
Основным драйвером роста последних лет был груженый экспорт, при этом если 2014-2016 годах был двузначный рост, то уже 2018-2019 годах рост был менее 10%. В основном такая ситуация связана с дефицитом порожних контейнеров и инфраструктурными ограничениями. Импорт достаточно цикличен – было падение в 2015-2016 годах во время кризиса и восстановление в 2017-2018 годах. Давать прогнозы на этот год достаточно сложно, отмечает Л. Гармаш, так как существуют определенные риски, но скорее всего, будет небольшое падение к 2019 году (тогда было перевалено 335,9 тыс. TEU).
Соответственно, вспомогательные операции к груженым и порожним контейнерам – подсыл порожних контейнеров для загрузки экспорта и эвакуация порожняка контейнеров после выгрузки импорта в Новороссийске стабильно падали. На сегодня ситуация такова, что практически все сухие контейнеры утилизируются, т.е. загружаются в экспорте – в основном рефрижераторные, подсыл порожних существенно растет, например, так, рост в 2019 году к 2014 был почти в 50 раз. По итогам первого полугодия 2020 года отмечается рост груженого экспорта, падение эвакуации порожних, рост подсыла и стагнация импорта.
«Таким образом, все участники Новороссийского контейнерного рынка отмечают, что за последние 4 года ситуация в балансе контейнеров поменялась, если 4-5 лет назад наш терминал, который работает в основном в экспорте, имел дефицит 20-футовых контейнеров, то сейчас сталкиваемся уже с дефицитом 40-футовых контейнеров, которые тоже, кстати, начали привозить под экспорт», – сказал А.Гармаш.
В своем докладе он подробно рассказал о работе портовых терминалов Новороссийска. В последние три года прослеживается четкий тренд перетекания объемов с терминалов НМТП на НУТЭП, который на сегодня самый динамично развивающийся и клиентоориентированный терминал. Прогноз по НУТЭП до конца года – 500 тыc. TEU, и сейчас терминал работает на грани своей пропускной способности. Фактически в конце марта перевалка контейнеров на терминале НМТП была прекращена из-за ухода на НУТЭП контейнерной линии Zim, рассказал А.Гармаш. Однако, по его прогнозу, в осенне-зимний период после восстановлений некоторых сервисов часть объема перейдёт снова на НМТП. «Контейнерный терминал НЛЭ поддерживает свой оборот на уровне, хотя еще в 2014 году они обрабатывали на треть больше, чем сейчас. В НЛЭ достаточно неплохая инфраструктура, но терминал сильно отстает от НУТЭП по глубинам и по ж/д инфраструктуре. Надежда на то, что в рамках новой инвестиционной программы ПАО «НМТП» (участники рынка ждут более подробного раскрытия информации по проектам) порт займется изменением сложившегося тренда», – отметил А.Гармаш.
Отдельно А.Гармаш рассказал о крупном проекте внепортового контейнерного терминала – это логистический комплекс класса А компании ROMEX. Новый комплекс расположится на территории 26,8 га. Проектом предусмотрено строительство мультитемпературного склада площадью 21,4 тыс. кв. метров, далее – первая очередь сухого склада на 26,2 тыс. кв. метров, следующим этапом станет вторая очередь сухого склада 26 тыс. кв. метров, контейнерный терминал на 2 тыс. TEU и СВХ на 100 TEU. На 2020 год запланировано строительство импортного хаба X5, на 2021 год – строительство контейнерного терминала и первой очереди сухого склада и в 2022-2024 годах – второй и третьей очередей сухого склада.
Также А.Гармаш остановился на проекте ООО «Новоморснаб». С нового года компания осваивает новую площадку. «Совместно с партнерами – компанией «Глобал Логистик» мы произвели капитальный ремонт ж/д путей, в настоящее время идет реконструкция контейнерной площадки и в течение следующего года будет завершено бетонирование. В настоящее время терминал ООО «Новоморснаб» обрабатывает порядка 350-400 тыс. TEU, а к следующему году мы сможем выйти на 500 тыс. TEU», – рассказал А.Гармаш.