самая крутая зубчатая дорогоа в мире Pilatusbahn

Почему поезда не ездят в гору

  • Ландшафт подчиняется железной дороге: ей высоко — гору срывают или делают тоннель, низко — делают насыпь. На главном ходе Транссиба — 15 тоннелей, на параллельных — еще десяток (в том числе самый длинный, семикилометровый тоннель под Амуром). Почему поезда ходят только по прямой?

    Рельсы и колеса поезда стальные. Между двумя гладкими стальными деталями почти нет трения. Оно в разы меньше, чем между шинами автомобиля и дорожным покрытием. Оно даже меньше, чем между кожей и стеклом. Тем не менее, сцепление между колесом и рельсом довольно крепкое и позволяет поезду двигаться вперед. Все потому, что огромная масса локомотива или вагона ложится на очень маленькую площадь соприкосновения колес и рельсов.

    Чтобы сдвинуть поезд с места, нужно приложить силу, способную преодолеть силу трения, вес поезда и аэродинамическое сопротивление. На плоскости это вполне выполнимо, и поезда развивают серьезные скорости и тянут внушительные грузы. Но как только поезд начнет подъем в горку, изменится распределение веса, уменьшится сила трения, и колеса начнут прокручиваться на месте.

    Не прибегая к помощи рук, человек способен преодолевать уклоны в 75 градусов и даже чуть круче — правда, это даётся с большими усилиями. Автомобиль легко преодолеет 30-градусный подъем. Поезд же, двигающийся по гладким рельсам, может преодолеть наклон максимум 2 градуса.

    Иногда даже маломощный паровой локомотив можно заставить прогуляться вверх по холму, просто увеличив массу вагона: такое часто проделывают на железнодорожных ярмарках. Балласт создает дополнительное трение и, разогнавшись, поезд иногда преодолевает небольшие подъемы.

    Другой способ заставить поезд двигаться вверх – оснастить рельсы и колеса зубьями, по принципу шестеренки. Когда такой поезд едет по рельсам, он похож на две шестерёнки бесконечного радиуса. Самая крутая зубчатая железная дорога Pilatusbahn проложена в Швейцарии. Ее максимальный уклон достигает 48%. И выглядит это очень впечатляюще:

    Видео: MIND-HUNTER

    По материалам портала «Популярная механика»


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    23.06.2020
    Первый ледокол китайской постройки «Xuelong 2» приступил к ходовым испытаниям в рамках подготовки к 11-й китайской […]
    17.06.2020
    Equinor предложил использовать для утилизации углекислого газа беспилотные подводные аппараты.  На сегодняшний день секвестрация углекислого […]
    28.07.2020
    «Газпром нефть» подвела итоги реализации программы сохранения биологического разнообразия в юго-восточной части Баренцева моря […]
    14.08.2020
    В корпусе сухогруза «Wakashio», севшего на мель у Маврикия в конце июля, появилась большая трещина. Это […]
    11.08.2020
    10 августа контейнеровоз «Ocean Abundance» врезался в причал в Северной гавани в порту Манила. […]
    05.08.2020
    ООО «Газпром переработка Благовещенск» опубликовало видео доставки колонны выделения метана от временного причала до […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.