Российские морские порты не работают на полную мощность. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки.
«Фактический уровень грузооборота в морских портах значительно ниже их проектной мощности. По итогам 2019 года грузооборот составил 840,3 млн тонн или 76% от проектной мощности. Это свидетельствует о необходимости совершенствования порядка прогнозирования объемов грузооборота, в том числе учета при этом изменяющейся конъюнктуры мировых товарных рынков, при планировании мероприятий по развитию морских портов», – заявил аудитор Валерий Богомолов.
Как отмечают в Счетной палате, проекты развития морских портов реализуются за счет федерального бюджета и частных инвестиций. Государство строит подходные каналы, акватории и причалы, а частные инвесторы обустраивают их объектами портовой инфраструктуры. Таким образом, инвестиционная активность частных инвесторов напрямую зависит от степени развития объектов федеральной собственности в портах. В 2016-2019 годах из запланированных 36 объектов госсобственности были построены и введены в эксплуатацию только 13.
«Соответственно и инвесторы не торопятся с вложениями, – отметил аудитор. – Уровень внебюджетного финансирования в 2016-2019 годах упал с 50% до 14% от установленных показателей. Например, незавершение Росморпортом в 2019 году работ в морском порту Ванино задерживает ход строительства инвестором транспортно-перегрузочного угольного терминала в бухте Мучке стоимостью 24 млрд рублей с ростом мощностей порта на 12 млн тонн, запланированного к вводу на сентябрь этого года».
Кроме того, акваториям российских портов не хватает глубины. Из-за этого некоторые причалы простаивают, на других не построена вся необходимая инфраструктура.
«Проектная мощность порта Оля составляет 1,6 млн тонн и сформирована в том числе в результате ввода в эксплуатацию причала № 5а. Вместе с тем по причине недостаточных глубин у причала перегрузочное оборудование инвестором не установлено, внутрипортовые железнодорожные пути к причалу не подведены. Грузооборот порта Оля в 2018 году составил 423 тыс. тонн или 27% от фактической мощности», – привел пример Валерий Богомолов.
Проверка также выявила ряд нарушений и недостатков в работе ФГУП «Росморпорт».
«В составе незавершенного строительства Росморпорта отражены затраты на ранее проведенные и не востребованные проектно-изыскательские работы по 18 объектам инфраструктуры морских портов на 783 млн рублей. Это свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета на указанную сумму. Также предприятие не вовлекало в инвестиционный процесс объекты незавершенного строительства с высокой степенью готовности морского порта Усть-Луга. Это привело к увеличению стоимости оставшихся работ», – сообщил Валерий Богомолов.
В Росморречфлоте объясняют рост стоимости работ уходом инвестора из сделки. «Росморпорт сам за внебюджетные средства достроит порт. Естественно, из-за того, что срок реализации был увеличен, выросла и цена», – пояснил руководитель Росморречфлота Александр Пошивай.
Более подробно с отчетом можно ознакомиться по ссылке.
От себя – интересно, что скажут в Счетной палате по итогам этого года, учитывая коронавирус, обвал нефти и рубля и как все это скажется на грузопотоках?