60-70-е годы XX века в мировом судостроении были отмечены появлением новых типов специализированных торговых судов. Разнообразие типов увеличивалось. Среди новинок были суда с горизонтальной погрузкой/выгрузкой. Всё бОльшую популярность приобретали контейнерные перевозки. Черноморский судостроительный завод, помимо тяжелых авианесущих крейсеров, строил суда для нужд народного хозяйства. Среди них были такие уникальные суда как газотурбоходы типа «Капитан Смирнов» (на фото).
Советские ролкеры-газотурбоходы
Советский Союз, располагавший одним из самых больших торговых флотов в мире, разумеется, был заинтересован в строительстве таких судов для грузоперевозок. В начале 1970-х годах Николаевское Центральное конструкторское бюро «Черноморсудопроект» получило задание на проектирование большого контейнеровоза с горизонтальной погрузкой/выгрузкой. В 1974 году этот проект, разрабатывавшийся под руководством главного конструктора В.К.Ивженко, был создан и получил название «Атлантика».
Итогом работы конструкторов и проектантов стало четырехпалубное двухвинтовое судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройкой над ним. Носовая оконечность – бульбообразная для улучшения гидродинамических характеристик. На транцевой корме находилась угловая грузовая рампа. Перспективный контейнеровоз имел водоизмещение 36 тыс. тонн, дедвейт 20 тыс. тонн и был способен перевозить 1231 контейнер. Длина судна составляла 227,3 м, ширина – 30 м, осадка – 9,87 м, высота надводного борта – 21 м. Дальность плавания у него была 22 тыс. миль при скорости 25 узлов.
На фото: «Капитан Мезенцев» на разгрузке
Главной особенностью контейнеровозов проекта «Атлантика» являлась их энергетическая установка. Предполагалось оснастить их двумя (по одному на каждый винт) газотурбинными агрегатами М25 мощностью по 25 тыс. л.с. каждый. Такое техническое решение было изначально заложено в проект: оснастить контейнеровозы мощными двигателями для достижения высокой скорости, сохраняя при этом возможность работы на тяжелых, и следовательно, дешевых сортах топлива.
Проектированием энергетической установки для проекта 1609 «Атлантика» занималось расположенное там же в Николаеве Научно-производственное предприятие «Машпроект», а изготавливались агрегаты на николаевском Южном турбинном заводе «Заря». Предусматривалось дистанционно-автоматизированное управление энергетической установкой из навигационной рубки.
Следует заметить, что контейнеровозы проекта «Атлантика» были не первыми газотурбоходами на Черном море. Еще в декабре 1968 года Херсонский судостроительный завод передал «Черноморскому морскому пароходству» первый в советском торговом флоте отечественный газотурбоход «Парижская Коммуна». Судно во многом было экспериментальным для изучения возможностей газотурбинной установки. «Парижская Коммуна» относилась к судам типа «Ленинский Комсомол», разработанного николаевским «Черноморсудопроектом». Его водоизмещение достигало 22 тыс. тонн, а мощность двигателя составляла 13 тыс. л.с.
На фото: первый отечественный газотурбоход в торговом флоте «Парижская Коммуна»
Экспериментальная газотурбинная установка ГТУ-20 являлась детищем Кировского завода в Ленинграде. Для достижения лучших скоростных характеристик было решено установить ГТУ-20 на судно с наиболее подходящими обводами корпуса. Выбор пал на сухогруз «Парижская Коммуна». Кроме того, судно впервые в советском торговом флоте было оснащено винтом регулированного шага. «Парижская Коммуна» успешно эксплуатировалась в составе «Черноморского пароходства» вплоть до сдачи на слом в 1991 году. В качестве бункера для ГТУ-2 использовалось дизельное топливо, расход которого оказался повышенным. Поскольку газотурбинный агрегат был изготовлен в Ленинграде в единственном экземпляре, то судно испытывало определенные трудности с запчастями, которые «Кировскому заводу» приходилось изготавливать поштучно.
Серийные контейнеровозы решили строить на «Черноморском судостроительном заводе». Дополнительным удобным фактором являлось наличие в Николаеве предприятия-изготовителя энергетических установок – ЮТЗ.
5 ноября 1975 года головной контейнеровоз «Капитан Смирнов» был заложен на «Черноморском заводе». Как и тяжелые авианесущие крейсера, строившиеся на соседнем нулевом стапеле, суда типа «Атлантика» были сложными и принципиально новыми. Листовой металл для них обрабатывался на машинах «Кристалл» с программным управлением, широко использовались предстапельные площадки для формирования крупногабаритных секций корпуса.
На фото: «Капитан Смирнов» у причала в Ильичевске
29 июля 1977 года «Капитан Смирнов» был в торжественной обстановке спущен на воду. Он получил название в честь Александра Петровича Смирнова, одного из заслуженных капитанов «Балтийского пароходства». В 1941 году, во время знаменитого Таллинского перехода, капитан Смирнов, которому шел уже 67-й год, командовал судном «Иван Папанин». Он погиб от разрыва немецкой авиабомбы на мостике.
Сразу же после спуска «Капитана Смирнова» состоялась закладка следующего контейнеровоза – «Капитана Мезенцева». Это судно сошло на воду 2 марта 1979 года. Второе судно серии строилось заметно быстрее головного: достройка «Мезенцева» заняла всего 7 месяцев (у «Капитана Смирнова» этот процесс длился 17 месяцев), и в конце декабря он был передан заказчику. «Капитан Смирнов» был введен в эксплуатацию в том же 1979 году.
Третий контейнеровоз «Инженер Ермошкин» заложили в марте 1979 года, а спустили 19 апреля 1980 года. Технология строительства судов совершенствовалась: стапельный период постройки «Ермошкина» был на 5 месяцев короче, чем у «Мезенцева». В конце 1980 года его сдали заказчику.
Закладка четвертого контейнеровоза состоялась несколько позже – 1 июля 1983 года. Свое название «Владимир Васляев» он получил в честь первого секретаря николаевского обкома, преподавателя НКИ, участника Великой Отечественной войны Владимира Александровича Васляева. Этот человек, более 9 лет занимавший ответственный пост, много сделал для развития Николаева как города и центра кораблестроения. 5 декабря 1986 года контейнеровоз «Владимир Васляев» был спущен на воду, а к лету 1987 года – достроен.
На фото: «Владимир Васляев» сходит со стапеля
Все четыре контейнеровоза вошли в состав «Черноморского морского пароходства». Их планировалось использовать на дальние рейсы – в Японию и другие страны Восточной Азии. «Капитана Смирнова» после сдачи в эксплуатацию поставили на линию Черное море – Вьетнам. За 50 суток он совершал заходы в 16 портов. Другие контейнеровозы ходили в Иокогаму, Нагасаки, Владивосток и другие порты.
Корабли вобрали в себя много передовых технологий тех лет. Для удобства швартовки они были оборудованы девятью электрическими автоматическими лебедками. Предусматривалась дистанционная отдача якорей из ходовой рубки. Для маневрирования в акватории порта контейнеровозы были оборудованы специальными подруливающими устройствами. Суда могли перевозить генеральные грузы, колесную технику и контейнеры международного стандарта. Для погрузочно-разгрузочных операций на борту имелось 14-15 высокоманевренных автопогрузчиков производства финской Valmet.
Суда проекта «Атлантика» при всей своей рентабельности отличались большим потреблением топлива на больших скоростях, и борьба за повышение экономических характеристик продолжалась на протяжении всего периода эксплуатации этих контейнеровозов. Был выработан оптимальный режим работы двух газотурбинных турбозубчатых агрегатов: в работе находился газотурбинный двигатель и теплоутилизирующий котел одного борта и паровая турбина другого борта. Подобное решение позволяло поддерживать ход в 19-20 узлов и снизить расход топлива на 25%.
Суда типа «Капитан Смирнов» успешно справлялись со своими задачами, однако в 1991 году страна, которая их создавала, перестала существовать. На всем пространстве бывшего Советского Союза новые власти и сочувствующие начали с азартом делить доставшееся им колоссальное имущество, созидавшееся десятилетиями. Некогда огромное «Черноморское морское пароходство» стремительно разграблялось. Не избежали печальной участи и контейнеровозы, применения которым в новых экономических условиях не нашлось.
На фото: «LCPL Roy M. Wheat». Бывший контейнеровоз «Владимир Васляев»
В конце 1990-х годов суда были проданы по цене металлолома. «Владимир Васляев» ушел за 5 млн долларов. В начале 2000-х «Капитан Смирнов», «Инженер Ермошкин» и «Капитан Мезенцев» были утилизированы в Индии. Иная судьба ждала контейнеровоз «Владимир Васляев». Новый, в сущности, контейнеровоз заприметило командование военно-морских сил США и приобрело его для своих нужд. Судно прошло ремонт и модернизацию. В него была врезана дополнительная 36-метровая секция, в результате водоизмещение возросло до 50 тыс. тонн. На палубе установили дополнительные 60-тонные краны. Корабельная электросеть была заменена на американскую – с частотой 60 Гц. В результате переделок скорость снизилась до 20 узлов. Под новым названием «LCPL Roy M. Wheat» бывший советский контейнеровоз, а теперь войсковой транспорт Сил быстрого реагирования вступил в состав флота США.
(По материалам «Военного обозрения»)