Финансы «Росморпорта»

Про ледоколы и ледокольный сбор в отсутствии льда

  • В этом году зимы на Балтике практически не было. Мало было работы и у ледокольного флота. Тем не менее, ледокольный сбор исправно взимался и не менее исправно оплачивался. Конечно, «так было всегда», но с тех пор выросло новое поколение участников рынка, для которых это не аргумент. Внести ясность в ситуацию, которая со стороны может показаться не вполне логичной, SeaNews попросил головной офис ФГУП «Росморпорт», который является владельцем и оператором дизельного ледокольного флота – к слову, самого большого  в мире. Публикуем официальные разъяснения.

    «Ледокольный флот ФГУП «Росморпорт» в составе 36 судов осуществляет ледокольные проводки в 15 замерзающих морских портах страны. В Балтийском бассейне круглогодичную навигацию обеспечивают 13 ледоколов Северо-Западного бассейнового филиала Предприятия. Ледокольный сбор взимается в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга или проход акватории соответствующего морского порта транзитом, а также следующих на Сайменский канал и обратно.

    Вне зависимости от погодных условий ежегодно ФГУП «Росморпорт», как инфраструктурная компания, несет значительную долю затрат по организации ледокольной проводки судов в замерзающих портах Российской Федерации. Последние три года уровень этих затрат в среднем более 70% и только порядка 25% – это расходы на топливо, а до 2017 года затраты по топливу составляли около 16%.

    Соответственно, к началу зимней навигации (как правило, октябрь-ноябрь) ледокольный флот находится в полной готовности вне зависимости от температурных и ледовых условий, которые спрогнозировать на предстоящую зимнюю навигацию с высокой точностью проблематично.

    Полная готовность ледоколов, как и другого флота, включает обеспечение надлежащего технического состояния в соответствии с требованиями Морского или Речного регистров, наличием на судне полного экипажа, заправкой судна топливом и снабжением всеми необходимыми припасами.  

    В зимнюю навигацию ФГУП «Росморпорт» несет затраты по обеспечению готовности и непосредственной проводке судов, а в летнюю навигацию осуществляет ремонты и подготовку к зиме.

    Действительно, зимняя навигация 2020 года уникальна по своим погодным условиям. В Балтийском бассейне ледообразование началось гораздо позже обычного. С 7 февраля в акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург ледоколы Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» обеспечили безопасное движение всего 43 судов. При этом Комиссией по организации ледокольной проводки судов в российских портах Балтийского моря и на подходах к ним ограничения по режиму ледового плавания в морских портах Выборг, Высоцк, Приморск и Усть-Луга не были введены.

    Ледокольный сбор, правила применения которого определены Приказом ФАС России от 10.03.16 № 223/16, взимается круглогодично, при этом уровень летних ставок в 2,5 раза ниже зимних в портах Финского залива, в 4 раза в порту Ванино, в 5 раз в портах Астрахань и Оля и 2,2 раза в порту Архангельск. В портах Таганрог, Ростов-на-Дону и Азов летняя ставка ледокольного сбора не установлена.

    Взимание ледокольного сбора в морских портах Российской Федерации в период летней навигации было установлено несколько десятилетий назад и не вызывает вопросов у большинства судовладельцев и агентов. Данная особенность взимания ледокольного сбора имеет целью снизить нагрузку по портовым сборам в период зимней навигации для судов, заходящих в порты в течение всего года. Если при расчете ставок ледокольного сбора учесть его взимание только в период зимней навигации, ставки увеличатся в разы, что, по мнению ФГУП «Росморпорт», приведет к «заградительным» зимним тарифам в значительном числе российских портов.

    При этом следует подчеркнуть, что суда, которые не задействованы в круглогодичной навигации (пассажирские суда, речные суда, суда, следующие на внутренние водные пути и обратно, рыбопромысловые суда и другие), от оплаты ледокольного сбора в летнюю навигацию освобождены.

    Кроме того, правила применения ледокольного сбора предусматривают гибкую систему скидок для судов, имеющих ледовый класс.

    Услуги ледокольных проводок в условиях зимней навигации дополнительно не оплачиваются, а входят в ставку ледокольного сбора.

    Ледокольная проводка организуется, как правило, в виде караванов судов и в этом случае никаких дополнительных затрат (кроме оплаты ледокольного сбора) судовладелец не несет. В случае, если суда по своим характеристикам (мощность силовой установки, прочностные характеристики корпуса и ряд других) не могут следовать в караване, то судовладелец таких судов должен заказать индивидуальную ледокольную проводку, которая, естественно, стоит дороже.

    Ставки портовых сборов, включая ледокольный, с 2007 года установлены в рублях. На фоне девальвации российской валюты в 2014 году и сейчас в начале 2020 года стоимость захода судов, перевозящих внешнеторговые грузы (загранплавание) снизилась в валютном эквиваленте на 75% в 2014 и еще на 22% сначала 2020 года».

    Благодарим пресс-службу ФГУП «Росморпорт» за помощь в подготовке материала и приглашаем другие заинтересованные стороны высказаться


  • MainUser
    01.04.2020, 11:49

    Побор он и в африке побор. Если бы суда ледового класса вообще освобождали бы от ледового сбора , то глядишь через 5-10 лет, надобности в ледовом сборе вообще могло бы и не быть, лини потихоньку бы переходили на использование судов ледового класса. Необходимость в содержании ледокольного флота снижалась бы, снижались бы и затраты росморпорта. А так как сбор, есть всегда, то какой экономический смысл линиям перевооружаться ? Недальновидная политика образует замкнутый круг. Кроме того – мы конечно привыкли, что государство всегда перекладывает свои риски на бизнес, но это лишь лишает государство мотивов подходить к своим затратам осмотрительно, оно всегда тупо перекладывает, смысла планировать, оптимизировать и сокращать издержки у государство нет никакого, вот и снижается конкуренто способность порта, продуваем прибалтийским портам. Линейщикам конечно виднее, какая схема была бы оптимальней, но явно не та, которая есть сейчас.

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    29.06.2020
    Международная федерация национальных ассоциаций брокеров и агентов (FONASBA) выпустила новый апдейт по мерам противодействия […]
    07.04.2020
    По информации пресс-службы «Росморпорта», распоряжением правительства РФ от 31.03.2020 №810-р внесены изменения в границы […]
    26.11.2020
    На строящийся по заказу ФГУП «Росморпорт» автомобильно-железнодорожный двухтопливный паром для линии Усть-Луга – Балтийск […]
    03.06.2020
    Впервые в истории арктической навигации судно класса Yamalmax прошло пролив Матисена на юге архипелага Норденшельда.
    07.07.2020
    ФГУП «Росморпорт» получило лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом […]
    22.12.2020
    С 1 января 2021 года в рамках полномочий, предоставленных ФГУП «Росморпорт» приказом ФАС России […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.