Dynamar выпустил очередное исследование «REEFER Analysis – Market Structure, Conventional, Containers». Некоторыми выводами коллеги поделились с нами.
По данным Dynamar, глобальный товарооборот рефгрузов в 2016 году составил 153 млн тонн, на 3% больше, чем годом ранее. В 2017 году, по предварительным данным, грузопотоки скоропорта увеличились всего на 1%.
Морские перевозки скорпортящихся грузов в 2017 году выросли на 5%, составив 116 млн тонн. Эта цифра включает как перевозки конвенциональными рефсудами, так и в рефконтейнерах. В сумме, этот объем соответствует 9450 конвенциональным рефсусдам средней вместимостью 500 тыс. куб. футов, или, в пересчете на контейнеры чуть больше, чем 3,9 тыс. 40-футовых контейнеров High Cube.
Конвенциональные
По факту, в 2017 году на долю перевозок рефсудами приходилось всего 18%. 95 млн тонн скоропорта было перевезено в контейнерах – включая контейнеры, которые шли на борту рефсудов. А до начала нынешнего века именно конвенциональные суда были основным средством транспортировки скоропорта.
Несмотря на то, что конвенциональный флот невелик – по данным Dyanamar, на 1 июля 2018 года он состоял всего из 574 судов вместимостью свыше 100 тыс. куб. футов, а его суммарная вместимость составляла 183,9 млн куб. футов, он достаточно фрагментирован. 56% всего флота находится в руках 15 крупнейших перевозчиков, самым большим из которых является Baltic Shipping / Cool Carrier с долей 11%.
В контейнере
Большинство контейнерных линий также в той или иной мере занимаются перевозкой рефгрузов, но сеть рефсервисов, достаточные мощности и оборудование, позволяющие называться серьезными рефоператорами, есть не у многих. По данным Dynamar, top-10 рефоператоров среди контейнерных перевозчиков оперируют в сумме 3,2 тыс. судов общей вместимостью 18,5 млн TEU с 1,9 млн рефрозеток. Из этих судов 767 (вместимостью 4,3 млн TEU и с 587,8 тыс. рефрозеток) задействовано на соответствующих сервисах на трейде Север – Юг.
К концу 2018 года глобальный парк рефконтейнеров в сумме составлял 2,9 млн TEU, в основной массе это были 40-футовые контейнеры High Cube. По оценкам, в 2018 году было выпущено порядка 130 тыс. TEU рефов, или 65 тыс. единиц, то есть, все они – 40-футовые, это примерно на 12% больше, чем годом ранее. Ожидается, что в 2019 году производство вырастет – но незначительно.
Про деньги
Что касается доходов, средний тайм-чартерный эквивалент в 2017 году составлял для сегмента рефсудов вместимостью 450 тыс. куб. футов всего 0,34 доллара с куб. фута – самый низкий показатель за десятилетие. В сегменте судов меньшей вместимости (270 тыс. куб. футов) тайм-чартерный эквивалент был в первом полугодии 0,58 доллара с куб. фута – наихудший показатель за 10 лет, а во втором – 0,94 доллара с куб. фута– наилучший показатель за те же 10 лет.
В 2018 году (данные по ноябрь) в сегменте малотоннажных рефсудов тайм-чартерный эквивалент составлял 0,82 доллара с куб. фута, в сегменте бОльшей вместимости – 0,76 доллара с куб. фута. И то, и другое, отмечают в Dynamar, весьма неплохой показатель.
В сегменте контейнерных рефперевозок ставки в 2017 году колебались между 2,9 тыс. и 3,1 тыс. долларов за 40-футовый рефконтейнер. В 2016 году ставки порой падали до катастрофических 700 долларов.
Флот и списание
Большинство конвенциональных судов на момент подготовки отчета были построены в период с 1988 по 1994 года. Еще один пик строительства рефсудов приходился на 1998 год. На сегодня портфель новых судов весьма скромен. В 2014 году было заказано всего два судна, в 2015 году – одно. В первой половине 2018 года было завершено строительство четырех судов, до конца года планировалось сдать еще 9. В сумме, это означает прибавку 4,6 млн куб. футов. При этом среди новостроев много небольших судов, только три из них имеют вместимость свыше 300 тыс. куб. футов.
В 2017 году было отправлено на слом 25 рефсудов средним возрастом 23 года (а некоторым было и по 36 лет). Dynamar прогнозирует, что многие старые рефсуда, потребляющие много топлива, будут списаны с учетом ужесточения требований IMO к содержанию серы в бункере.