10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум
состоялся в Калининграде 6-7 сентября
6-7 сентября 2018 года в Калининграде на 10-ом Юбилейном Балтийском транспортном форуме эксперты активно обсуждали судьбы транспорта.
Открывал форум Роман Балашов, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (г. Калининград): «Балтийский транспортный форум является важным профессиональным событием в транспортной отрасли Северо-Запада, — подчеркнул чиновник. — Форум способствует выявлению актуальных проблем и их решений, которые служат развитию транспортно-логистической сферы. Эффективность работы форума доказывает многолетний опыт его проведения».
От имени Оргкомитета с поздравлениями ко всем собравшимся обратился Максим Воронцов, генеральный директор «ICF-Международные конференции». В своём приветствии он отметил, что «многие проекты, свидетелями которых стали делегаты Балтийских транспортных форумов прошедших лет, оказались и окажутся прорывными для региона».
Елена Дятлова, министр развития инфраструктуры Калининградской области, акцентировала, что «за время своего существования форум показал себя как эффективный инструмент международного уровня для обсуждения и решения вопросов развития транспортно-логистической отрасли», и подробно остановилась на каждом направлении развития транспорта в регионе. Так, благодаря «проведению в Калининграде матчей футбольного Чемпионата мы получили прекрасный стадион, современные объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, набережные и новый аэропорт с большой пропускной способностью)», — сказала министр.
Аэропорт «Храброво», реконструкция которого была закончена в 2018 году, теперь может принимать любые типы воздушных судов. Здесь планируется увеличение географии полётов и общей годовой загрузки воздушной гавани до 3,5 млн пассажиров. Продолжается строительство таких инфраструктурных проектов, как: автодорожное Приморское кольцо, автомобильная дорога «Северный обход», на завершающем этапе строительство морского терминала в Пионерском (2019 г.) и строительство паромов для развития паромной линии Усть-Луга – Балтийск (2020 г.).
«Рост объёмов перевозки грузов железнодорожным транспортом в первом полугодии 2018 года составил около 30%, объём перевалки грузов портовым комплексом увеличился почти на 10%. Прогнозируется, что показатели эффективности функционирования транспортного комплекса Калининградской области (КО) продолжат показывать положительную динамику», — уверена Елена Дятлова.
Николай Верийчук, заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, рассказал о развитии железнодорожных подходов в порту Усть-Луга, остановился на комплексном развитии Мурманского транспортного узла, коснулся в своём докладе и проекта Белкомур, и Северного широтного хода (первый пример концессионного соглашения и крупнейший проект развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны страны). В целом специалист отметил необходимость ускоренного обновления основных фондов жд-транспорта, снижения территориальных диспропорций в развитии его инфраструктуры и необходимость улучшения транспортной обеспеченности регионов с дальнейшим развитием пропускных способностей их железнодорожных линий. И, конечно же, указал на важность снятия ограничений для роста объёмов транзитных перевозок.
Виктор Голомолзин, начальник Калининградской железной дороги — филиала «РЖД», в продолжение этой темы, доложил об организации транзитных контейнерных перевозок между Китаем и Европой, а также о работе маршрута Вольфсбург (Германия) – Калуга немецкого перевозчика Deutsche Bahn, и о контейнерном поезде Находка – Калининград. «Кроме того, Калининградской дорогой совместно с компаниями ОТЛК, DB, Stena Line и Mann Lines организована возможность мультимодальной перевозки контейнерных поездов, следующих по маршруту Китай – Евросоюз и обратно через порт Калининград, — добавил Виктор Голомолзин. — Это новый сервис, созданный для дополнения действующих маршрутов».
Новые логистические проекты позволили остановить тенденцию к снижению грузоперевозок на Калининградском направлении, — подчеркнул спикер. С начала этого года объёмы перевозок на Калининградской железной дороге выросли на 27 процентов к уровню 2017 г.
Ко времени доклада по нормотворческим инициативам в сфере морского и речного транспорта Андрея Городиштьяна, заместителя генерального директора по безопасности мореплавания ФГУП «Росморпорт», аудитория уже разогрелась, и дебаты пошли вокруг проблем рынка портового дноуглубления, объём которого в России за последние четыре года, по мнению экспертов форума, превысил 170 млн куб. м. Однако на этом фронте работ задействованы сплошь иностранные компании.
Участники мероприятия живо продолжили споры в кулуарах форума, сетуя, что для серьёзных дноуглубительных работ у нас в стране нет даже соответствующей техники, и упирая на то, что в резолюцию форума должен попасть и этот пункт для дальнейшей проработки проблемы на более высоких уровнях.
Традиционно пополнил будущую резолюцию форума списком предложений и Леонид Степанюк, вице-президент компании «ДСВ-Транспорт», руководитель Комитета КТПП по транспорту и таможенной политике, депутат Калининградской Областной Думы, член Комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской Областной Думы. Отметив продолжающиеся кризисные явления в экономике и рост конкуренции российских регионов в борьбе за бюджетные средства, спикер особо подчеркнул тот факт, что первым в списке геостратегических территорий страны, имеющих особое значение для территориальной целостности и безопасности государства, наряду с Крымом и г. Севастополь, числится и Калининградская область. «Тем временем, свой бюджетный ресурс Калининградская область практически исчерпала», — обеспокоен эксперт.
По инициативе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ещё в дни подготовки к Балтийскому транспортному форуму был проведён предварительный мозговой штурм среди будущих его делегатов: участники мероприятия заранее готовили свои вопросы и предложения к органам государственной власти, и на самом форуме в Калининграде услышали ответы на самые актуальные из них. Сергей Соколов, советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, заверил всех, что вопросы и предложения, поступившие от делегатов форума, помогут наметить дальнейший вектор и скорректировать текущую ситуацию. Стоит отметить, что вопросы, адресованные ЕЭК и переданные исполнителям, оказались предметными, острыми, не терпящим отлагательств.
Нетрудно догадаться, что проблемы таможни, поднятые Светланой Куманёвой, и.о. первого заместителя начальника Калининградской областной таможни, вызвали не меньший ажиотаж. Калининградская областная таможня, находясь на передовых рубежах при реализации перспективных технологий совершения таможенных операций, включена во многие пилотные проекты, реализуемые в таможенных органах России. «Это, несомненно, окажет положительное влияние при реализации положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при условии заинтересованности и активного участия бизнес-сообщества во внедряемых проектах», — призвала всех к диалогу спикер Балтийского транспортного форума.
Главные же баталии форума разразились после обеда. И модератора пленарной сессии «Балтийский регион: новая конфигурация транспортного рынка» Ингу Дмитриеву, главного редактора журнала «Автомобильные дороги», сменил Дмитрий Саранча, ведущий ТСН Медиа-группы «Каскад», чтобы вечный спор портовиков и железнодорожников лёг на его крепкие мужские плечи.
Круглый стол «Железная дорога и порты: взаимодействие на стыке» прошёл в формате расширенной дискуссии, в которой приняли участие, в числе прочих, представители железных дорог Балтийского региона: Евгений Майоров, первый заместитель начальника Калининградской железной дороги — филиала «РЖД», Саулюс Стасюнас, директор Департамента по развитию бизнеса «Литовских железных дорог», Гундарс Аболс, председатель правления «LDZ Loģistika», Александр Евсюк, первый заместитель начальника службы грузовой работы и ВЭД Белорусской железной дороги.
Не секрет, что копья в рядах железнодорожников ломались ещё накануне форума. Так, для калининградского направления произошло повышение действующих железнодорожных тарифов на перевозку ряда номенклатур грузов по территории Беларуси более чем на 10%. Таким образом усугубились неконкурентоспособные условия для калининградских производителей. По оперативной информации Калининградской железной дороги, повышение коснулось грузов, перевозимых как из Калининградской области (торф, кирпич строительный, продукция маргариновая, консервы, бумага, автомобили, плитка керамическая, коньяк, масло соевое), так и в Калининградскую область (уголь, лесоматериалы круглые, мелочь коксовая, смеси сухие).
Согласно ответу Правительства Республики Беларусь, тарифы белорусской стороной не повышались с 01.01.2013, в то время как российские тарифы индексируются ежегодно. Справедливости ради, стоит отметить, что Белорусской железной дорогой размер тарифов на перевозки около 90% от общего объёма грузов, следующих транзитом по Беларуси из/в Калининградскую область был всё-таки снижен до уровня, действовавшего до 25.02.2018.
Калининградские транспортники, как и соседи по региону, сегодня делают ставку на рост внешнеторговых перевозок, и, конечно же, на контейнеризацию.
Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти «ОТЛК ЕРА», рассматривая ключевые аспекты дальнейшего развития транзитных перевозок, также упомянула майские президентские указы и особо отметила те же контейнерный и китайский тренды. Призвала к тому, чтобы снижать издержки и улучшать ситуацию с обратной загрузкой».
«Экономика растёт тогда, когда мы не едем порожними», — подытожила спикер, обозначив вектор работы компании на перспективу.
Александр Игнатов, директор проектного отдела «РЖД Логистики», рассказал делегатам форума про особенности экспортной мультимодальной логистики из Калининграда в страны Балтии и Европы.
Михаил Тарасов, заместитель генерального директора «РусТрейла», организовал дискуссию вокруг контрейлерных перевозок. «Мы движемся в направлении организации регулярного сервиса на маршруте Калининград-Москва-Калининград. Одним из преимуществ реализации данного проекта является, в частности, упрощение прохождения государственных границ, которых у нас четыре, и облегчение таможенных процедур. В итоге транспортировка автомобильного прицепа на контрейлерной платформе из Калининграда в Москву, по нашим расчетам, должна оказаться дешевле стоимости автомобильной перевозки и быстрее по срокам», — отметил спикер Балтийского транспортного форума-2018.
Андрей Мошков, заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» – начальник Калининградского управления, сказал, что в текущем году ожидаются наилучшие показатели по грузообороту за последние десять лет. «Мы ожидаем показатель на уровне 15 млн тонн по грузообороту, предыдущий такой показатель был в докризисном 2008 году», — подчеркнул эксперт.
Алексей Павлов, генеральный директор «Балтийской Стивидорной Компании», уверен, что у портов Калининградской области появилась уникальная возможность значительно увеличить и контейнерооборот, в том числе посредством организации мультимодальной перевалки транзитного грузопотока, следующего железной дорогой по маршруту «Китай-Европа-Китай».
Как известно, до осени 2017 года китайский контейнерный транзит проходил, минуя Калининградскую область через Беларусь, но из-за различных инфраструктурных барьеров на границе с Европой был открыт новый транзитный железнодорожный коридор по маршруту «Чунцинь (Китай) – Дуйсбург (Германия)», следующий через Калининградскую область. 23 июня на ст. Дзержинская-Новая прибыл 1000-ый контейнерный поезд с начала 2018 г.
В целом, транзитный грузопоток имеет огромный потенциал и является мощным стимулом для дальнейшего развития морских контейнерных терминалов Калининградской области, — убеждён спикер.
Ольга Гопкало, представитель компании «Морстройтехнология», также считает, что транзит является хорошим стимулом для развития новых портовых проектов на российской Балтике. Но более всего «нам нужны новые специализированные терминалы», — убеждена специалист.
Многие делегаты смогли поделиться с коллегами своим профессиональным видением в рамках первого дня форума, и диалог продолжился во второй день, когда состоялась профессиональная экскурсия с посещением строительной площадки международного морского терминала в Пионерском.
За десять лет Балтийский транспортный форум стал одним из главных транспортных мероприятий и дискуссионных площадок на Балтике, привлекая представителей власти, руководителей и владельцев крупнейших международных железнодорожных, морских, автомобильных перевозчиков, стивидорных компаний и компаний-грузовладельцев, имеющих интересы в регионе.
Все предложения делегатов юбилейного форума традиционно найдут своё место в резолюции, которая будет направлена во все ответственные инстанции.
Материал подготовлен по материалам пресс-службы форума и сообщениям информационных партнёров 10-го Юбилейного Международного Балтийского транспортного форума.
Партнёры форума:
Генеральный информационный партнёр: газета «Транспорт России»
Международный информационный партнёр: газета «TransportWeekly»
Официальный информационный партнёр: деловой журнал «РЖД-Партнёр»
Официальный интернет-партнёр: информационно-аналитический портал «Agro2b»
Балтийский транспортный форум освещали корреспонденты информационных агентств «Интерфакс-Северо-Запад», «Portnews», «Корабел», «SeaNews», журналисты «Российской газеты», ГТРК Калининград, «Каскад-ТВ», интернет-изданий «Фонтанка», «RUBALTIC», «Клопс», «НьюсБалт», журналов «The Baltic course», «Морские порты», «Контейнерный бизнес», «Инженер и промышленник сегодня», «JURA MOPE SEA», Медиахолдинга Вести, и многих других СМИ.
Организатор форума: «ICF-Международные конференции»