На сайте министерства инфраструктуры Украины опубликован проект обновленной Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года.
Стратегия содержит три сценария развития – оптимистический, по которому среднегодовой рост ВВП составит 7%, пессимистичный (0,5% среднегодового роста ВВП при циклических взлетах и падениях национальной экономики) и вероятный со среднегодовым ростом ВВП 3%.
По оптимистическому сценарию, грузооборот украинских портов в 2022 году составит 202 млн тонн, в том числе 870 тыс. TEU, в 2030 году – 347 млн тонн, в том числе 1494 тыс. TEU и в 2038 году – 596 млн тонн, в том числе 2567 тыс. TEU.
По пессимистическому сценарию грузооборот в 2022 году составит 139 млн тонн, в том числе 597 тыс. TEU, в 2030 – 144 млн тонн, в том числе 621 тыс. TEU и в 2038 – 150 млн тонн, в том числе 647 тыс. TEU.
Согласно вероятному сценарию, грузооборот в 2022 году составит 165 млн тонн, в том числе 710 тыс. TEU, в 2030 – 209 млн тонн, в том числе 899 тыс. TEU и в 2038 – 265 млн тонн, в том числе 1139 тыс. TEU.
В Стратегии также прописаны мероприятия, которые планируется реализовать в портах в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В частности, в Южном на краткосрочную перспективу предусмотрены проведение дноуглубительных работ и реконструкция и строительство причалов общей длиной 1900 м, на среднесрочную перспективу – выход государства из стивидорной деятельности путем передачи ГП «Морской порт «Южный» в концессию, развитие перспективных территорий с создание соответствующей причальной линии, расширение пропускной способности обслуживающих порт жд станций, реконструкция и развитие автомобильных дорог.
В Одессе на краткосрочную перспективу планируются строительство и ввод в эксплуатацию контейнерного терминала на 600 тыс. TEU на Карантинном молу, модернизация автомобильного путепровода, реконструкция пассажирского комплекса и привлечение в него частного оператора, развитие автомобильных подходов и реорганизация ГП «Одесский морской торговый порт» как государственного предприятия, не осуществляющего стивидорной деятельности, путем присоединения к ГП «Администрация морских портов Украины». На среднесрочную перспективу предусмотрено создание дополнительно жд въезда в порт, расширение границ свободной экономической зоны в порту и развитие автомобильных подходов.
В Черноморске (бывший Ильичевск) на краткосрочную перспективу предусматриваются проведение дноуглубления акватории 1-го ковша Сухого лимана и подходного канала до 15 м, реконструкция и строительство причалов общей длиной 1220 м, передача в концессию 5-го перегрузочного комплекса – паромной переправы, строительство автодорожной развязки. На среднесрочную перспективу планируются выход государства из стивидорной деятельности путем передачи ГП «Морской торговый порт Черноморск» в концессию, реконструкция причалов №№11-17 общей длиной 1150 м и проектной глубиной 15 м, развитие станции Черноморск-порт.
С планами по развитию других украинских портов можно ознакомиться в проекте Стратегии в файле ниже (на украинском языке).
В настоящий момент проект Стратегии вынесен на обсуждение. По информации Администрации морских портов Украины, следующим шагом должна стать разработка генерального плана развития портов.