Основы цифровой экономики (часть 6)

Основы цифровой экономики (часть 6)

  • SeaNews продолжает серию публикаций, посвященных вопросам внедрения механизма «единого окна» и электронного обмена данными между перевозчиками и государственными органами в морских пунктах пропуска.

     

    Владимир Коростелев

    Директор проекта Single Window «Группы Морской Экспресс»

    Представитель ассоциаций морских агентов Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России в Москве

     

    ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. ЧАСТЬ 6.

    ПРИМЕНЕНИЯ УНИКАЛЬНОГО НОМЕРА UCR ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОТСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРНЫХ ПАРТИЙ

     

    Основы цифровой экономики (часть 6)В предыдущих публикациях были рассмотрены 1-5 вопросы из ниже перечисленных:

    (1) Справочник элементов внешнеторговых данных ООН (UNTDED, ISO 7372);

    (2) Международный стандарт электронного обмена данными UN/EDIFACT;

    (3) Библиотека ключевых компонентов UN/CEFACT (CCL) и технические спецификации UN/CEFACT (CCTS);

    (4) Модель данных Всемирной таможенной организации;

    (5) Концепция интеллектуального «трубопровода данных»;

    (6) Применения уникального номера UCR для реализации отслеживаемости товарных партий.

     

    В настоящей статье №6 описываются вопросы реализации отслеживаемости товарных партий.

     

    1. Применения уникального номера UCR для реализации отслеживаемости товарных партий

     До тех пор, пока не заработал сервис интеллектуального трубопровода данных (Data Pipeline, англ.), описанный в предыдущей публикации, функцию связи элементов данных в цепи поставки от начала перевозки товаров в стране экспорта до доставки в торговую точку страны импорта может выполнять рекомендованный Компендиумом ВТамО «Как построить среду «единого окна» (том 1 «Оперативные руководящие принципы», глава 6, подраздел 2.2, стр. 101) электронный ключ доступа – Единый номер грузовых партий ВТамО (UCR):

    Основы цифровой экономики (часть 6)   

    Рисунок 16. Единый номер грузовых партий UCR упрощает доступа к информации о товарах в цепи поставок («Как построить среду «единого окна», том 1)

    Опыт государственного контроля импортных грузов в США показывает, что, если обеспечить в стране-экспортере формирование по утвержденным правилам уникального номера коносамента («поручения на перевозку груза»), а затем указывать этот номер в судовом манифесте, в транспортных документах при прибытии судна, в таможенной декларации и, наконец, использовать в торговой точке при проверке сертификатов соответствия, то можно решить одновременно ряд проблем, не прибегая к помощи фантастического (на сегодняшний день) трубопровода данных.

    Отправители грузов, импортируемых в США, формируют номера коносаментов по строгим правилам и сообщают их американской объединенной таможенно-пограничной службе CBP заблаговременно еще до погрузки контейнера на судно в порту отправления.

    Так номер коносамента должен включать в себя международный 4-буквенный код перевозчика, SCAC (The Standard Carrier Alpha Code, англ.), код подразделения, оформившего прием груза, номер рейса, дату погрузки и последовательный уникальный в течение года номер. Этот номер грузоотправителем сообщается перевозчику, в таможню страны назначения (например, в US CBP) и грузополучателю.

    Американская объединенная таможенно-пограничная служба CBP ведет учет всех перевозчиков по кодам SCAC и, кроме того требует их регистрации в программе Свободной и безопасной торговли FAST (Free and Secure Trade, англ.). Требования CBP к оформлению транспортных документов на грузы, прибывающие на территорию США опубликованы: https://help.cbp.gov/app/answers/detail/a_id/615/related/1/session/L2F2LzEvdGltZS8xNTEyMTE3MTA2L3NpZC95anp0azV6bg%3D%3D 

    Фактически ответственность за информацию о товарных партиях перед таможней США изначально несет грузоотправитель (грузовладелец), а не перевозчик, как это происходит в нашем Свободном порту Владивосток.

    Лишь имея подтвержденный CBP номер коносамента перевозчик в порту отправления может оформить поручение на перевозку груза. Таким образом, при отправке грузов в порты США перевозчик уже не отвечает перед государственными контрольными органами за достоверность описания товаров внутри перевозимых контейнеров, сообщенных ему грузоотправителем. Он знает, что грузоотправитель заблаговременно сообщил данные о грузе (товарах) в таможню страны назначения, о чем свидетельствует указанный в коносаменте номер документа.

    Декларант при подаче таможенной декларации в США также указывает уникальный номер коносамента, что является подтверждением того, когда и на каком транспортном средстве эти товары прибыли в страну.

    Продавец, имея на руках сертификаты качества на партию товаров, состоящую из определенного числа единиц, всегда может посредством UCR подтвердить, когда и каким транспортным средством было ввезено то или иное количество товаров, не превышено ли общее количество единиц товаров, на которое получен сертификат, и т.д.

    Таким образом, основой прослеживаемости товаров является контроль товарных партий либо отдельных изделий от момента подготовки к транспортировке (оформления грузовых документов) до реализации товаров в конечной торговой точке страны-импортера. При должной системе учета перевозчиков, проверке номеров коносаментов и ответственности всех участников цепи поставки (от грузоотправителей и перевозчиков до грузополучателей и торговых предприятий) вопрос решается на уровне электронного обмена данными. Причем неважно, на каком физическом носителе уникальный номер товарной партии UCR (номер коносамента) передается.

    Американской ассоциацией товарной нумерацией UCC (GS1 US) с 1 июля 2003 года введены в действие стандартные правила присвоения 17-значного номера коносамента – см. https://www.gs1us.org/DesktopModules/Bring2mind/DMX/Download.aspx?Command=Core_Download&EntryId=410

    В соответствии с ними разработаны стандартные формы коносаментов, на которых цифровые значения номеров коносаментов дублируются символами штрихового кода в соответствии с генеральной спецификацией GS1 (см. штрих-код в верхней правой части документа):

    Основы цифровой экономики (часть 6)

    Рисунок 17. Пример отображения номера коносамента в виде штрихового кода на стандартном бланке коносамента в соответствии со стандартом GS1 US

    Идея маркировки товарных партий в целях задачи их отслеживаемости не нова. В начале 90-х годов прошлого века международной ассоциацией товарной нумерации EAN International (European Article Numbering, англ.), была разработана стандартная логистическая этикета EAN (современное название – стандартная логистическая этикетка GS1), основным элементом которой является Серийный код транспортной упаковки SSCC-18 или Serial Shipping Container Code (англ.). Разработанный для маркировки товарных партий код SSCC-18 используется для маркировки товаров на паллетах:

    Основы цифровой экономики (часть 6)

    Рисунок 18. Логистическая этикетка с серийным кодом транспортной упаковки SSCC-18 (пример)

    Номер SSCC-18 легко определить по служебному идентификатору (00) в начале штрихового кода. Он состоит из 18 цифр, содержит 1 служебный символ в начале и 1 контрольный разряд в конце. Остальные 16 цифр включают в себя глобальный префикс (номер) предприятия в международной системе GS1 (префикс предприятий, зарегистрированных в GS1 RUS начинается с цифр 460-469) и уникального последовательного номера отгрузки с предприятия (отсчет ведется с 1 января текущего года):

    Основы цифровой экономики (часть 6)

    Рисунок 19. Структура серийного кода транспортной упаковки SSCC-18 (без 0-го разряда)

    Номера SSCC-18 используются также в НАТО при маркировке логистических отправок в соответствии со специальным стандартом STANAG 2494.

    Теоретически SSCC-18 могут быть использованы для маркировки грузовых контейнеров и даже более крупных товарных партий в качестве UCR (об этом свидетельствует слово “container” в английском написании названия). Соответствующие совместные проекты GS1 и Всемирной таможенной организации по использованию SSCC-18 в качестве UCR проводились неоднократно, в том числе при морской транспортировке продовольственных товаров в Европу из портов Австралии и Южной Африки. Тем не менее использование SSCC-18 в качестве UCR не вышло за рамки экспериментов.

    На практике, как мы видим, в США для отслеживаемости товарных партий используются сквозные номера коносаментов, сформированные с использованием зарегистрированных кодов компаний перевозчиков, как это было описано выше.

    В отличие от США, в российских портах заблаговременный учет грузоотправителей, товарных партий и перевозчиков государственными органами не ведется. Поэтому анализ информации о транспортных средствах и грузах (товарах) может начаться лишь за 6 часов до прибытия судна в порт при получении таможенными органами предварительной информации от перевозчиков.


  • Владимир Коростелев
    25.12.2017, 17:31

    НЕИЗВЕСТНЫЙ НАШЕМУ ФТС и ДАВНЫМ-ДАВНО РЕАЛИЗОВАННЫЙ НА ЗАПАДЕ уникальный номер товарных партий UCR, присваиваемый ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕМ, описан и рекомендован к использованию Всемирной Таможенной Организацией.

    Вместо него таможенники-россияне изобрели уникальный номер ПИТ для подтверждения ввода ПИ за товарную партию ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕМ (!) — почувствуйте разницу. И затем два года мучили этой кривой технологией «предварительного информирования» перевозчиков и грузополучателей в Свободном порту Владивосток, а с нового года, судя по всему, начнут мучить остальных участников транспортного рынка в Новороссийске, Санкт-Петербурге и в других российских портах.

    Коллегам из ФТС документы Компендиума рекомендаций ВТамО, судя по всему, не знакомы, — поэтому приведенная информации — короткая справка для них о рекомендациях ВТамО и об опыте зарубежных таможен. Там все называется так же, но работает по-другому — без бюрократии, поборов и бумажных документов.

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    14.09.2017
    На 9-м Балтийском транспортном форуме участники обсудили вопросы международных автомобильных перевозок. В частности, начальника […]
    29.05.2017
    25 мая на заседании Евразийского межправительственного совета в Казани премьер-министры государств-членов ЕАЭС поручили правительствам […]
    08.12.2017
    Как нельзя было построить коммунизм в отдельно взятой стране, так и невозможно ускорить процесс в целом, автоматизировав его отдельный участок.
    13.11.2017
    Sea News продолжает серию публикаций, посвященных вопросам внедрения механизма «единого окна» и электронного обмена […]
    27.01.2017
    Постановлением правительства РФ от 24 января 2017 года №63 понятие «документ в электронном виде» […]
    16.10.2017
    Sea News продолжает серию публикаций, посвященных внедрению механизма «единого окна» в морских пунктах пропуска […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.